«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»

«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни»
Фото: khurul.ru
На территории главного буддийского храма Калмыкии состоялась церемония открытия и освящения ступы Просветления, установленной вместо одной из 108 ступ малой формы, воздвигнутых на столбах-постаментах ограждения Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Эта ступа сооружена и «заряжена» представителями известного калмыцкого рода «Багшин шевнр» (или «Багшин-шебенеры»). К этому роду принадлежит знаменитый геше Наванг Вангьял (1901-1983) — калмыцкий монах традиции Гэлуг, один из первых учителей тибетского буддизма в США.

Из 108 малых ступ, украшающих ажурное ограждение главного буддийского храма Калмыкии, такими «родовыми» ступами являются не более полутора десятка субурганов, остальные пока полые, выполняют только декоративную функцию. И лишь новая ступа, воздвигнутая «багшин-шебенерами», имеет специальную табличку на постаменте, на которой указано название рода: «Ступа Просветления. Подношение Центральному хурулу «Золотая обитель Будды Шакьямуни» от рода «Багшин шевнр» Малодербетовского улуса».

Ныне представители этого старинного дербетского рода компактно проживают в отдельных селах Кетченеровского и Малодербетовского районов, и, конечно, они, как и представители иных калмыцких родов, живут и в других районах республики и за ее пределами.

На церемонию открытия родовой ступы на территории Центрального хурула, состоявшейся 14 октября 2017 года, пришли «багшин-шебенеры», проживающие в Элисте, поселке Шин-Мер, селе Плодовитое и других населенных пунктах республики. Перед ступой Просветления монахи Центрального хурула нгарамба Тубтен Шакья и ген Джамьянг провели обряды омовения (чусоль) и освящения (рабне).

После этого состоялся небольшой «митинг», на котором выступили представители рода «Багшин шевнр» Александра Голубева, Александра Амбадыкова, Любовь Санджиева, Раиса Каманджаева, которые призвали своих соплеменников дорожить принадлежностью к славному роду, изучать и передавать из поколения в поколение историю рода, почитать память своих предков.

Из истории рода «Багшин шевнр»

«Багшин шевнр» - это один из девяти шебенеровских родов бывшего Малодербетовского улуса.

Шебенеровские улусы и аймаки образовались в результате принесения в дар хурулам своих подданных калмыцкими ханами и нойонами. В Калмыцком ханстве были такие шебенеры: хурульные, ламы, багшин, богдын и т.д. Они ухаживали за хурульным скотом и прислуживали духовенству. Положение шебенеров (их обязанности, выполнение повинностей) зависело от того, кому они прислуживали.

«Багшин шевнр» (Багшин-шебенеры) - уже название рода говорит о том, что этот род принадлежал хурульному бакши. Слово «шевнр» - множественное число от слова «шев» - ученик, послушник (в ламаистском монастыре).

Первоначально багшин-шебенеры кочевали на севере Малодербетовского улуса (в районе нынешнего села Плодовитое). Предполагают, что предки нынешних багшин-шебенеров были пожалованы абганеровским зайсангом знатному бакши (настоятелю хурула) в качестве крепостных.

Род «Багшин шевнр» берет свое начало с ХIХ века. Главой буддистов Калмыкии в те времена был Сойбин багш. Предание гласит, что император Павел даровал ему посох и соболью шубу. У Сойбин багш в подчинении находились люди, которых называли «шевнр», от них и произошел род.

История свидетельствует: в начале XX века в Калмыкии функционировало более ста буддийских храмов и молитвенных кибиток. Духовенство степного края являлось одним из влиятельнейших и богатейших слоев калмыцкого общества. К числу больших хурулов относился и «Сойбин Ламан хурул», который соотносился с родом «Багшин-шебенеры».

«Багшин-шебенеры» состояли из шести арванов (десятков): 1. Авhнр (абганеры); 2. Көвүд (кёвюды); 3. Хар моңhл (хар монголы); 4. Этәсүд (этясуды); 5.Тәәчуд (тайджиуты); 6. Зөд (зёды).

Из них зёды являются «орудами», то есть пришлыми, примкнувшими. Они вошли (как шестой арван) в состав рода «Багшин шевнр» во второй половине ХIХ века, будучи переселенцами со своей традиционной территории проживания в Северном аймаке (юг нынешней Волгоградской области – села Червленое, Солянка и другие).

Зёды по-праву гордятся своим сородичем – Героем Советского Союза Батором Манджиевичем Басановым (1911-1982), который родился в Тингуте, хотя некоторые источники ошибочно указывают местом рождения село Абганерово или поселок Шин-Мер. На самом деле, когда ему было лет шесть, его родители переехали из Тингуты в Шин-Мер, где он и вырос.

Род «Багшин шевнр» был большой, и все чаще происходили разногласия из-за пастбищ с соседними русскими землепользователями. Совет старейшин рода тогда решил найти место для кочевки в глубине калмыцкой степи. Вскоре место было найдено, южнее в 150 верстах они присмотрели территорию с хорошим травостоем и пресной водой. Ныне это территория племзавода «Сухотинский».

Не все решились покинуть родные места. Пять арванов рода тронулись в путь: Кевуды, Зёды, Хар монголы, Этясуды и Абганер-шебенеры. Оставшиеся люди рода стали называться Тюнгтин-багшин-шебенеры, по названию речки Тингута, а ушедшие на новое место – Элстин-багшин-шебенеры, потому что речка, по берегам которой они расположились, называлась Элиста, вешние воды которой стекали в лиманы «Салвру» и «Умкя нур».

В 1908 году Элстин-багшин-шебенеров было 247 кибиток, а Тюнгтин-багшин-шебенеров – 179 кибиток.

Геше Вангьял – выдающийся представитель рода

Местом рождения выдающегося представителя рода «Багшин шевнр» - досточтимого геше Наванга Вангьяла (1901-1983, мирское имя: Бадушев Боота Лиджиевич) – также называют поселок Шин-Мер Кетченеровского района. Но если быть точным, он родился в местности Цаган-Булук («Белые ключи»).

Боота был младшим из трех сыновей Бадушевых, причем старший брат его Кокла был более чем на 20 лет старше и уже являлся уважаемым монахом и ученым, главой местного монастыря-школы. Когда Боота достиг школьного возраста (7 лет), он был послан в монастырскую школу своего брата и там принял начальные монашеские обеты.

Интересна история создания этой монастырской школы, Багшин-Шебенеровского хурула.

В конце ХIХ века из-за частых территориальных разногласий с соседями, русскими землепользователями, на совете старейшин рода «Багшин шевнр» было решено искать другое место для кочевки. И вскоре шебенеры присмотрели для себя место с хорошим травостоем и пресной водой (сейчас это территория племзавода «Сухотинский» Кетченеровского района). Туда и решили переселиться.

В местечке Цяклт переселенцы установили временный кибиточный хурул, а чуть позже, в начале ХХ века, купили в Царицыне (Волгограде) два деревянных дома, разобрали, перевезли на быках и построили на возвышенности у родника Цаган-Булук, в местечке Омн-экн, стационарное культовое сооружение – Багшин-Шебенеровский хурул. Здесь затем стал строиться поселок Шин-Мер.

Хурул был характерным компонентом кочевья и представлял собой двухъярусное строение квадратной формы. В нем служили более тридцати монахов и манджиков, жилища которых опоясывали по кругу основное здание. Проучившись в хурульной школе, представители духовенства продолжали свое образование в Малодербетовском Цаннит-Чееря - высшей богословской школе при Дунду-хуруле. Боота Бадушев также продолжил обучение в Чееря-хуруле, а затем отправляется в Тибет. Позже он стал известен как досточтимый геше Наванг Вангьял, который основал в Америке тибетский буддийский обучающий центр «Лабсум Шедруб Линг» - первый ламаистский буддийский монастырь США. Здесь он начал учить американцев, продолжая оставаться священнослужителем калмыцкой общины. Геше Вангьял и его ученики способствовали приглашению Его Святейшества Далай-ламы ХIV в Америку в 1979 году.

Многие имена священнослужителей Багшин-Шебенеровского хурула сохранены в памяти потомков. Старожилы рода помнят двух высших наставников (аха-бакши) - это Авга-лама и Севг-лама, которые, ведя скромный образ жизни, всегда и неизменно отказывались от богатых подношений мирян в пользу беднейших. Они были знатоками астрологии и восточной медицины.

Последний настоятель Багшин-Шебенеровского хурула

(По материалам Б. Балдановой)

Последним настоятелем Багшин-Шебенеровского хурула (в 1920-1930-х годах) был монах Хара Балданов, который получил религиозное образование. Всю свою жизнь он посвятил вере и лечению людей. Кстати, он был женат на сестре геше Вангьяла.

Хара Балданов родился в 1894 году, в Багшин-Шебенерах, ныне это поселок Шин-Мер Кетченеровского района. Балдановы принадлежали к арвану «этясюд». В их семье были две сестры и два брата.

Отец Хары, Бюрюн Балданов, по семейной традиции отдал своего сына в малолетнем возрасте на учебу в хурульную школу Багшин-Шебенеровского хурула. После ее успешного завершения послушник продолжил обучение в Малодербетовском Цаннит-чееря и блестяще защитил ученую степень бакши. В конце 20-х годов Хара Балданов становится настоятелем Багшин-Шебенеровского хурула. Как эмчи он лечил многих людей. У него была своя методика врачевания. Из трав, привезенных из Тибета, он по особой рецептуре изготавливал лекарства, которые помогали спасти жизнь многим землякам. Слава о народном целителе быстро разнеслась по всей степи, лечиться к нему приезжали жители практически всех улусов Калмыкии. Но в 1933 году, когда начались гонения на духовенство, хурул закрыли, и последний его настоятель, чтобы спасти свою жизнь, вынужден был снять с себя монашеский сан. После проведенного по этому случаю ритуала ему было возвращено мирское имя - Хара.

В начале 30-х годов внезапно умер дядя Хары - Дорджи Балданов. После его смерти, по настоянию родственников, Хара Балданов взял в жены вдову дяди (сестру геше Вангьяла ) Кююкджу и усыновил трех его сыновей - Ангрыка, Санджи и Буту. Затем рождаются сыновья Николай и Петр. Когда Петру исполнилось три месяца, мать умерла. Хара Балданов после смерти жены женится на Поти, которая родила ему дочь Отхн. Таким образом, у него было шестеро детей.

Для религиозных деятелей Калмыкии в 1930-х годах начались тяжелые времена.

После снятия монашеского сана Хара Балданов сдал всю хурульную утварь в Малодербетовский улуском. Багшин-Шебенеровский хурул был разграблен, верхняя его часть была снесена. В 1936 году в этом здании открыли начальную школу-интернат. После выселения калмыков в Сибирь культовое сооружение было полностью разобрано, стройматериалы перевезли в поселок Кетченеры и построили из них дом, который позже сгорел.

А последнего настоятеля хурула Хару Балданова ждали новые испытания - депортация 1943 года в Сибирь. Собрав вокруг себя всех родственников, друзей и соседей, он добился того, чтобы их поселили в одном месте - в Славгородском районе Алтайского края. И в ссылке Хара Бюрюнович не терял веру, продолжал лечить своих земляков. Его особая методика и доброе сердце помогли справиться с болезнями многим людям, и не только калмыкам. В Сибири Хара женил трех сыновей.

В тяжелые годы жизни в Сибири, он приютил у себя многих своих племянников, всех содержал, спас от голодной смерти. В ссылке калмыки приносили Харе свои семейные реликвии, различную буддийскую утварь. Все эти «эрк», «джодв», чашки из серебра, сандаловые четки, «моhан овр» (дословно: «змеиный рог») помогали ему при лечении больных. Он пользовался этими вещами во время проведения религиозных буддийских обрядов и сохранил их до возвращения на родину.

В 1957 году Хара Балданов со всем своим многочисленным семейством вернулся в родной поселок Шин-Мер, поселился в скромном имении, которое еще до войны принадлежало его роду. Он продолжал заниматься врачеванием, никому не отказывал в помощи.

По воспоминаниям Утиевой Нины Каранджановны, «Балдна Хар вылечил многих людей. Так, например, в Сибири очень многие наши земляки заболели корью. Он спасал их от этой страшной болезни. Главными методами лечения у него были молитвы (номар тярндх, цер огх) , лечение травами. Балдна Хар был «хурлын ахлач». Я много раз, еще будучи маленькой девочкой, ходила туда, обходила кюрдэ (молитвенный барабан), вкушала аршан. Когда у меня заболел мой маленький сын, я посадила его на деревянную тележку и отвезла к Балдна Хар, который жил в трех километрах от нас. И он вылечил моего единственного сына, за что я ему благодарна и молюсь. Каждый раз, когда по утрам варю джомбу, я отливаю «деедж» этому великому лекарю».

По рассказам старожилов Шин-Мера, к Хара Бюрюновичу до самой его смерти приезжали люди со всей Калмыкии.

Последние годы Хара Бюрюнович Балданов жил в Кетченерах, в небольшой землянке по улице Набережной. Он умер в 1974 году, верой и сердцем отслужив людям.

Родовой праздник «Багшин шевнр» на Тингуте

(По материалам Б. Боромангнаева)

Пять лет назад, 3 июня 2012 года, в урочище Тингута, что невдалеке от села Плодовитое, на северо-западе Калмыкии, собрались из многих мест представители рода (әңг) «Багшин шевнр». Не все из них живут в Малодербетовском районе, некоторые приехали из Элисты, Черноземельского района, Москвы и даже далёкой Словакии. Раньше – до депортации народа – на этом месте находился хотон Түңhт (Тингута). После возвращения калмыков из сибирской ссылки хотон восстановлен не был.

В День почитания Цаhан Аав в святой месяц Үр сар сородичи собрались, чтобы почтить память своих предков и совершить обряд Һал тәклhн – подношение Хозяину земли и воды, духам предков. Присутствовали представители фамилий, с давних времён кочевавших и живших в этой местности – Джундаевых, Кулкуевых, Джалкуевых, Дорджиевых, Ахадуевых, Мукубеновых, Колкаревых и многих других. Отмечали этот день багшин-шебенеры четыре год подряд. Сейчас старейшины рода – Джундаев Анатолий Иванович (1930 г.р.) и Кулкуев Василий Шиндеевич (1931 г.р.).

Василий Шиндеевич, несмотря на возраст, сохранил великолепную память. Он известен в Малодербетовском районе тем, что может по много часов подряд на память рассказывать йорялы, стихи, пословицы и поговорки. К сожалению, в 2011 году умер другой старейшина Тингуты - Убушиев Бамба Закович (1928 г.р.), знавший и помнивший многие ценные исторические факты и бытовые сведения.

Урочище получило свое название от протекающей здесь речки Түңhт (по-русски: Тингута), которая имеет два рукава – Большая и Малая Тингута. Большая Тингута протекает ныне по территории Волгоградской области, а Малая Тингута – по земле Калмыкии.

Раньше, приблизительно с конца ХVII века, на значительных территориях юга Волгоградской области, включая села Червленое и Солянка, в которой находилось имение нойонов Тундутовых, железнодорожная станция «Тингута» и одноименные село и ж/д станция «Абганерово», кочевали калмыки. Эта земля была закреплена именно за калмыками и была частью Малодербетовского улуса Калмыцкой степи. Постепенно царское правительство стало заселять территорию поселенцами из средней полосы России, основывались новые села, калмыки оттеснялись вглубь степи. В 1920 году большие территории, на которых находились Абганерово, Большая Тингута, Солянка и иные земли, ныне входящие в состав Светлоярского и Октябрьского района Волгоградской области, вопреки логике и справедливости, были включены не в состав Калмыцкой области, а в состав Царицынской губернии (с 1928 года - Нижне-Волжская область).

Хотон был растянут вдоль речки Малая Тингута. Поселение состояло из Верхнего, Среднего и Нижнего хотона. В 1920-1930-е годы здесь насчитывалось свыше 100 дворов. До нас дошли и некоторые документы царской администрации, благодаря которым мы знаем, каким было население Малодербетовского улуса в конце ХIХ века – начале ХХ века.

В «Списке Калмыцким родам и аймакам» (1862 год), составленном попечителем К.И. Костенковым, приводятся такие данные: Багшн шевнр – 290 кибиток, Зёдов – 119 кибиток. Согласно «Списку аймачных старшин», в 1908 году в Малодербетовском улусе насчитывалось: Багшн шевнр на р. Тингута – 179 кибиток, Багшн шевнр на р. Элиста – 247 кибиток, Зёдов – 192 кибитки.

Кроме Түңhтәхн Багшн шевнр ( т.е. Багшин шебенеры Тингуты), есть ещё Элистәхн Багшн шевнр - Багшин шебенеры с речки Элиста (посёлок Шин-Мер Кетченеровского района). Эти родственники тингутинских были переселены в Шин-Мер нойоном Тундутовым в конце ХIХ века.

Хотон Тингута был основан как оседлое поселение во второй половине ХIХ века. Как рассказывает старожил тех мест Зундуев Анатолий Иванович (ныне проживает в с. Малые Дербеты), первыми поселились у Тингуты Шарин Егор и его племянник Манджиев Дорджи. Отец Егора и дед Дорджи – Шара – имел четырех сыновей. Дорджи был сыном старшего брата Егора – Манджи и родился в 1870 году. Когда отец у Дорджи умер, ему было лет шесть. Дядя Егор взял его, как это было принято у калмыков, к себе на воспитание. Позже, заработав деньги, дядя Егор выгодно вложил средства в будущее своего племянника. Он отдал его в 1878 году в русскую школу. Учёба по тем временам была недешёвым «удовольствием», но инвестиции в образование многократно окупились и принесли огромные дивиденды в жизни Манджиева Дорджи.

Получив образование, Дорджи стал первым учителем-калмыком в Малодербетовской школе, которой уже более 100 лет. До него учителей-калмыков не было.

Учитывая его грамотность, профессиональные и человеческие качества, он был приглашен на службу к князьям Тундутовым. Много лет он был писарем у члена Государственной думы Давида Тундутова (1860 – 1907) и его сына Данзан-Черджала Тундутова (1888 – 1923), который был правнуком Джамба-тайши Тундутова (командира Первого Астраханского Калмыцкого полка во время войны 1812 – 1814 гг.), участником I Мировой войны, атаманом Астраханского казачьего войска, первым из калмыков, удостоенным ордена Почётного легиона.

Шин-Мер – в сердце «Багшин-шебенеров»

Шин-Мер (калм. Шин мөр - новый путь) — сельский населённый пункт в Кетченеровском районе Калмыкии, в составе Кетченеровского сельского муниципального образования.

Поселок Шин-Мер расположен в долине речки Передняя Элиста, в девяти с половиной километрах к северу от поселка Кетченеры (в 20 км по шоссе). Шинмерцы называют свой посёлок «Өмн экн», что значит «Южный приток» речки Элиста. Местность, где расположен посёлок, богата родниками.

Сегодня Шин-Мер – малая родина для представителей рода Элстин-багшин-шебенеры. Не сразу прижились они на новом месте, потому как здесь жили люди рода «Гуур – маллыхн» и русские землепользователи, но те постепенно ушли в другие места.

На новом месте шинмерцы стали жить в местечках «Салвру», «Колр», откуда ранней весной уходили на вершины «Далвадг», «Киист», «Могата», «Ар-экн», «Омн-экн» с тем, чтобы сохранить от потравы свои зимние пастбища.

Дата основания поселка не установлена. Предполагают, что оседлый населённый пункт возник в 1920-х годах в рамках политики по переводу коренного населения (калмыков) на оседлый образ жизни.

В начале XX века здесь было небольшое поселение, состоявшее из нескольких мазанок и амбарных построек. В 1915 году в нем проживало 11 семей, всего 64 жителя, остальное население рода вело кочевой образ жизни.

Земля в верховьях речки Передняя Элиста была пригодной для ведения оседлых форм хозяйствования. Впоследствии, в 1920-1930-х годах багшин-шебенеры в этих местах широко практиковали выращивание табака, горчицы, картофеля, разведение фруктовых садов.

В 1931 году здесь был организован совхоз, который был назван «Шин-Мер», что в переводе означает «Новый путь». Данное название закрепилось и за посёлком.

Официально населённый пункт назывался Передняя Элиста. Это название отражено на немецкой военной карте 1941 года. После депортации калмыков посёлок вошёл в состав Никольского района Астраханской области. На административной карте Астраханской области 1956 года обозначен как посёлок Пограничный. К 1958 году преобразован в село Пограничное. Дата возвращения названия Шин-Мер не установлена, но на карте 1984 года посёлок обозначен уже под современным названием.

10 лет назад, в 2007 году, в поселке Шин-Мер была открыта Ступа Победы (см. фото). Она значительно отличается от других ступ Калмыкии по форме. Основная особенность этого субургана - большой молитвенный барабан «кюрдэ». В молитвенный барабан вложено 67 миллионов мантр Будды Медицины и Будды Долголетия.

Поселок Шин-Мер несколько лет назад посетил известный американский буддист и буддолог Роберт Турман, ученик геше Наванга Вангьяла, отец знаменитой голливудской звезды Умы Турман.

Кроме досточтимого геше Вангьяла и Героя Советского Союза Б. М. Басанова, знатными представителями рода «Багшин шевнр» являются также Герой Социалистического Труда, животновод Борис Дорджиевич Очиров (1903-1988), организатор народного образования, видный общественный деятель Калмыкии Хонин Косиевич Косиев (1892-1942), полный кавалер ордена Трудовой Славы Сергей Манджиевич Кекеев (1948-2010), народный художник Калмыкии Александр Михайлович Поваев (род.1948).

Имя бывшего заместителя наркома просвещения Калмыцкой АССР Хонина Косиева, павшего жертвой необоснованных репрессий, носит общеобразовательная школа в поселке Шин-Мер. А именем его сына, Володи Косиева, юного партизана, замученного фашистами, названа улица в Элисте.

 

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Ещё новости о событии:

«Багшин-шебенеры» воздвигли родовую ступу у «Золотой обители Будды Шакьямуни» - Информационный портал ВКалмыкии
На территории главного буддийского храма Калмыкии состоялась церемония открытия и освящения ступы Просветления, установленной вместо одной из 108 ступ малой формы,
09:16 10.11.2017 Информационный портал ВКалмыкии - Элиста
На территории главного буддийского храма Калмыкии состоялась церемония открытия и освящения ступы Просветления, установленной вместо одной из 108 ступ малой формы,
15:35 09.11.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг - Элиста
 
По теме
Сегодня, 28 марта, Глава Калмыкии Бату Хасиков провел лекцию в формате ВКС для слушателей нового потока Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи «ВОИН» из 10 регионов страны.
В Калмыкии разыскивают женщину - Интернет-газета Степные вести В Лаганском районе пропала 64-летняя женщина, которая ушла в неизвестном направлении, до настоящего времени ее местонахождение неизвестно.
Интернет-газета Степные вести
Специалисты Астраханского филиала Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии провели прием - отбор пациентов в Элисте - Правительство РК 45 пациентов отобраны для высокотехнологичного лечения в клиниках Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России в Астрахани и Москве.
Правительство РК
Калмыкия на борьбу с гепатитом С получит дополнительно более 6 млн рублей - Интернет-газета Степные вести Калмыкия получит субсидию из федерального бюджета на софинансирование расходов на лекарственное обеспечение больных хроническим вирусным гепатитом С в амбулаторных условиях.
Интернет-газета Степные вести
Секреты закулисья - Газета Элистинская панорама В Республиканском Русском театре драмы и комедии открылась малая сцена. Проект по созданию необычного арт-пространства стал возможен благодаря гранту в рамках региональной программы «Творческие люди» нацпроекта «Культура».
Газета Элистинская панорама
Удивительный мир театра кукол - КалмГУ 27 марта во всем мире отмечается Международный День театра – профессиональный праздник деятелей театрального искусства, учрежденный ЮНЕСКО в 1961 году.
КалмГУ
Встреча двух поколений - Газета Элистинская панорама В Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов состоялась встреча с инструкторами филиала Центра развития военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания детей и молодежи (ЦРВСП) «Воин» в РК.
Газета Элистинская панорама