Открытие занятие преподавателя – это не только часть учебно-методического процесса, но и воспитательный арсенал.
На гуманитарном факультете лекция заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Риммы Михайловны Ханиновой для 31 группы была адресована поэтике вещи в русском рассказе. Объектом и предметом исследования стал один из лучших рассказов современного автора – «Чистый лист» (1984) Татьяны Толстой.
В вещном мире, в котором мы живем человек, иногда сам человек или становится вещью, нужной или бесполезной, бесценной или дешевой, теряя себя как личность, или делает другого человека какой-либо вещью. Опираясь на научные концепции вещи и ее функции в художественном тексте, на концепт «чистый лист», лектор показал на примере эволюции героя рассказа «Чистый лист», как начинается жизнь ребенка с чистого листа, как в процессе жизни заполняется книга бытия отдельного человека, имеет она цветные страницы или рваные, мятые, серые, без внятных записей и мыслей. Может ли человек продолжить жизнь с чистого листа, как Игнатьев, лишившись души, или жизнь каждого из нас имеет только беловик без черновика, в котором все остается всё – и наши победы, и наши поражения, и наши ошибки, и наше покаяние.
Подбирая определения к концепту «чистый», студенты приняли участие в составлении развернутой таблицы понятия, связав с концептом «лист», представив ассоциативный ряд – «лист дерева», «чистый лист (tabularasa)». Добровольно отказавшись от души, герой рассказа современного писателя обречен отпасть, как лист, от древа жизни. Поэтому цветопись его жизни приобретает к концу произведения серый цвет – безличности, бесцветности, бессердечия. К такому совместному выводу приходит в конце занятия преподаватель со студентами, активно принявшие участие в обсуждении заявленной темы.
Текстуальный анализ рассказа, сопровождаемый презентацией и визуализацией цветных и белых листов, наглядно продемонстрировал современные подходы к прочтению художественного произведения, тем более что вначале некоторым студентам он показался при чтении скучным или странным.
Поэтому необходимо не только читать, но и вчитываться в то, что становится предметом нашего внимания.
Кафедра русской и зарубежной литературы.