В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Плательщиками экологического сбора являются производители и импортеры товаров, это относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.
Экологический сбор должен уплачиваться производителями, либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации распространяется не на все виды товаров, произведенных или ввезенных на территорию РФ. Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.
В отношении определения объекта обложения экологическим сбором следует выделить следующие особенности определенные законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки;
Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.
Таким образом, для целей определения объекта обложения экологическим сбором необходимо, чтобы товар или упаковка были готовыми к употреблению и были произведены в Российской Федерации либо ввезены на ее территорию. Т.е. предполагается, что товар или упаковка будут использоваться и в будущем утилизироваться на территории Российской Федерации.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения его ставки на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (п. 6 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления). Сама ставка сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. Ставки по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, утверждаются Правительством РФ.
Если производитель решил не уплачивать экологический сбор, а самостоятельно утилизировать продукцию в связи с потерей ее потребительских свойств, но не смог выполнить норматив утилизации, то ему придется заплатить указанный сбор. Он рассчитывается посредством умножения ставки сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров, на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара, либо на массу упаковки, использованной для его производства, и на недостигнутый норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды.
Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия информирует, что:
- форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2016 № 43974);
- формы акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора утверждены приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 (зарегистрирован в Минюсте России 18.09.2016 № 43630).