Новости города БезФормата.Ru
Элиста
Главные новости
 
Задать вопрос?

Народный эпос "Джангар" может быть пересмотрен из-за обнаруженных неточностей перевода

Урҗин Бадма (Оргьен Пема, Ургьен Падмасамбхава) - создатель тибетской буддийской традиции Ньингма, великий маг, буддийский святой и распространитель учения Будды. Исследование, проведенное членами КОО «Билгин дала» может смело претендовать на научное открытие и повлечь за собой пересмотр великого памятника устного творчества ойратского народа.

Совсем незнакомое и немного странное имя – Урҗин Бадма, связанное с великой тайной. Кто это? Откуда? Что за тайна? Интрига в названии требует от читателя знакомства с материалом. Но интерес к статье - это разовое явление. Прочел, разобрался, узнал, отложил в кладовую памяти до нужного момента и забыл. Другое дело, если материал заставляет читателя думать, размышлять, искать и находить свое.

Те, кто знаком с калмыцким народным эпосом «Джангар» и прочитавшие его на русском языке, а еще лучше — на калмыцком, наверняка ощутили мощь и величие этого эпоса, его внутренний дух, красоту. Вместе с тем, читатель наверняка встретился со множеством не до конца понятных имен различных второстепенных персонажей. В эпосе их довольно много. Они появляются как маленькие мазки на большом полотне и сливаются, создавая неповторимый особый колорит.

Для наших предков, говоривших на родном языке и находившихся в системе мировоззрения своего языка, эти персонажи в большинстве своем были очень понятны. Даже не зная многих из них, лишь по их функции в эпосе предки понимали важность тех или иных моментов или эпических событий. В калмыцком эпосе несколько раз встречается мало примечательный персонаж – Урҗин Бадма.

И все бы ничего с Урҗин Бадмой, есть и есть это имя в эпосе, там еще много таких разных есть… Но это, как оказалось, особенный случай. Однако для начала разберемся, где же встречается Урҗин Бадма. Один раз выступает швеёй, другой раз застегивает доспехи степного героя, потом расшивает знамя Бумбы… Ученые, специалисты по Джангару, расценили Урҗин Бадму как белошвейку - урч, уяч, вписали в перечень имен и углубились в более серьезные исследования.

Благо, вопросов в эпосе «Джангар», не смотря на то, что исследования его идут напряженно и давно, больше, чем ответов. Профессию белошвейки Урҗин Бадме дали, скорее всего, востоковеды еще царской России, а Баатр Басангов, делавший подстрочник для поэта Семена Липкина в уже советское время, вероятно, просто повторил их ошибку. Ошибку? В чем же она заключена?

Из перевода Семена Липкина видно, что Урҗин Бадма – женщина: «Славят красу несказанную ханской жены.

Косы ее не туго заплетены;

Голеней достигают токуги ее;

Шелковый пышен халат упругий ее;

Выкроен из неизвестной ткани халат;

На голове — убор золотой, говорят,

В целый косяк пятилетних коней ценой,

Вышитый жемчугом ханшей Уржин Бадмой;

Ноги обуты в прекрасные сапожки.

В мягкие, ярко-красные сапожки…»

[Из песни «О поражении свирепого Хара Киняса»].

И все бы так, да есть у калмыков еще один мало изученный фольклорный жанр – домашние моления, связанные с тремя днями поста – «мацг». Держать пост три дня в месяц, читать молитвы, передававшиеся из глубокой древности и выполнять особые буддийские предписания – было высокой честью для большинства стариков калмыцкой степи.

В молитвах, которые по сей день поют бабушки калмычки, есть такие слова, которые не только в корне изменяют сложившее отношение к белошвейке или ханше Урҗин Бадме, но в некоторой, пока неопределенной степени и к самому калмыцкому эпосу. Неужели Урҗин Бадма вошла в молитвы? За какие заслуги? Почему?

Процитируем одно четверостишье калмыцкой молитвы и вы, наконец, поймете, что за тайна была у Урҗин Бадмы:

Урҗин Бадмасамбава

Оран чимг Адюшва

Урдаснь дахн, зәрлгәр

Улмар маанярн әдслсмн.

Удивительно, но это факт: Урҗин Бадма далеко не женщина, а мужчина. И не просто славный батыр, мифический герой или сказочный персонаж, выдуманный кочевником в долгие и темные зимние ночи… Урҗин Бадма (Оргьен Пема, Ургьен Падмасамбхава) - создатель тибетской буддийской традиции Ньингма, великий маг, буддийский святой и распространитель учения Будды.

Слово Урҗин – калмыцкое произношение тибетского слова Ургьен или Оргьен. Тибетцы же этим словом обозначают великую мифическую страну Уддияну. Уддия́на - буддийская страна, существовавшая во второй половине 1 тысячелетия нашей эры в северной Индии, её точное положение является предметом дискуссий, однако об Уддияне имеется немало сведений в буддийской литературе, в тибетских, индийских и китайских источниках. Уддияна считается родиной многих выдающихся учителей буддизма, в частности, Падмасамбхавы, и тантр Ваджраяны. Как священное место, Уддияна упоминается во многих сакральных текстах тантрического буддизма, таких как Абхидханоттара-тантра, Чакрасамвара-тантра, Калачакра-тантра и многих других.

Вот кем на самом деле является Урҗин Бадма! Не рукодельницей белошвейкой, не ханшей, а одним из величайших буддийских мистиков, имя которого было переведено неправильно и повлекло за собой искажение смысла строк эпоса. Как бы выглядели слова и смыслы процитированных ранее строк липкинского перевода Джангара, если бы вместо ханши Урҗин Бадмы, там было написано Падмасамбхава? Допуская вольность, мы осмелились незначительно подправить перевод мэтра:

На голове — убор золотой, говорят,

В целый косяк пятилетних коней ценой,

Вышитый жемчугом гуру Ургьен Падмой;

Ноги обуты в прекрасные сапожки.

В мягкие, ярко-красные сапожки…

Спорить о наличии религиозной составляющей, в частности буддизма в этом памятнике устного творчества калмыцкого народа бессмысленно. Чего стоит, к примеру, описание построения мандалы перед началом врачевания одним из персонажей эпоса или же сама форма песнопения, напоминающая практику буддийских йогинов. Приведем еще один пример, описанный самим Семеном Липкиным.

«...Зимой 1940 года я (авт. - Семен Липкин) познакомился с Мариной Цветаевой. Поводом для знакомства было то, что Цветаевой поручили отредактировать французский перевод одной из песен «Джангариады», сделанный с моего перевода. Марина Ивановна сказала:

– Французский язык не так приспособлен, как русский, к тому, чтобы передать всю вашу азиатскую орнаментику, аллитерации и прочее. Наш француз вообще не рифмует. У вас размер такой же, как в подлиннике?

– Чтение подлинника мало что дает. В исполнении сказителя, джангарчи, иные гласные редуцируются, иные растягиваются. Я записывал со слов сказителя.

– Что такое Эрлик-хан?

– Судья умерших, владыка ада, соответствует индийскому Яме.

– Халвынь?

– Халвинг. Головной убор замужней женщины.

– Вроде наших хористок в кокошниках?

– Нет. Этот убор в быту и сейчас.

– Чиндамани?

– Три драгоценных талисмана, которые на берег ежедневно выбрасывает океан Бумба.

– Океан как я поняла, священный, а словцо какое-то детское: Бумба. Мне не очень по душе наш способ перевода.

Думаю, что словарь кочевничьего эпоса должен быть более прост, груб.

Я возразил:

– Калмыки, действительно, раньше кочевали, образ жизни их и сейчас прост, но они вовсе не грубы. Расскажу вам один случай.

В глубине степи, в слабо освещенном клубе, я слушал песнь эпоса. С помощью домбры ее исполнял джангарчи, еще не старый. И вдруг он заснул. Зал затих. Тишина длилась несколько минут, пока сказитель не запел снова. Потом я спросил у своего спутника, драматурга Баатра Басангова:

– Что же произошло?

Он мне объяснил: сказитель дал знак слушателям, что светлые, сладостные звуки эпоса перенесли его на мгновенье в нирвану, т.е. он, человек, стал Буддой. Слушатели его поняли и тоже заснули, как бы удаляясь из нашего иллюзорного в мир истинный, вечный.

Серо-голубые выпуклые глаза Марины Ивановны вспыхнули:

– Вот чудо...

Кроме того, упоминание имени Урҗин Бадмы в эпосе Джангар свидетельствует о том, что его учение было весьма распространено среди калмыков. Ведь невозможно упоминать того, чего никогда не было, и того, о чем не знали. Однако нужно заметить, что причастность к тайне налагает особую ответственность. Прежде всего, заново прочесть эпос, и обнаружить другие ошибки и опечатки.

Каждая ошибка, вовремя нами не замеченная, претендует на то, чтобы стать очевидностью. А очевидность через определенное время перерастет в истину. А обличить истину в будущем и выявить ее ложь будет очень сложно. Это касается не только таких мелких ошибок, как неверное истолкование имени Урҗин Бадмы, но и калмыцкого языка, культуры и прошлого. Открытие этой тайны для нас гораздо важнее...

http://asiarussia.ru/news/15686/

img_1706 - Геден Шеддуп Чой КорлингС 25 ноября по 10 декабря, по субботам и воскресеньям, в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» проходили традиционные предновогодние ритуалы долгой жизни «нас утдуллhн»,
10.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты - Элистинская и Калмыцкая Епархия10 декабря 2017 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день явления иконы Божией Матери «Знамение», архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Элисты.
10.12.2017 Элистинская и Калмыцкая Епархия
12 декабря 2017 года объявлен Днем национального праздника «Зул» - Геден Шеддуп Чой Корлинг20 ноября временно исполняющий обязанности Главы Республики Калмыкия Игорь Зотов подписал Указ «Об объявлении 12 декабря 2017 года Днем национального праздника «Зул»»,
09.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Сегодня в Москве Санан-гелюнг проведет молебен - РИА КалмыкияНа площадке у Кюрде с самого раннего утра идёт монтаж шатра. Предварительные работы проводились вчера поздним вечером.
08.12.2017 РИА Калмыкия
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан принял участие в торжествах в честь святой великомученицы Екатерины - РИА КалмыкияВ день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбургской епархии.
08.12.2017 РИА Калмыкия
Большой молебен, посвященный национальному празднику Зул, возглавит Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче - Геден Шеддуп Чой Корлинг12 декабря (вторник), в день празднования священного калмыцкого праздника Зул, в Центральном хуруле “Золотая обитель Будды Шакьямуни” состоится большой праздничный молебен “Тысяча подношений Ламе Цонкапе”,
08.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
В Калмыкии в эти выходные пройдут  заключительные предновогодние ритуалы долгой жизни - РИА Калмыкия9 и 10 декабря Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоятся последние два молебна из предновогодних ритуалов долгой жизни «нас уттуллhн», проводимых по традиции перед национальным праздником Зул,
08.12.2017 РИА Калмыкия
В ближайшие выходные в Центральном хуруле Калмыкии состоятся заключительные предновогодние ритуалы долгой жизни («нас уттулhн») - Геден Шеддуп Чой Корлинг9 и 10 декабря (суббота, воскресенье) в Центральном хуруле “Золотая обитель Будды Шакьямуни” состоятся последние два молебна из предновогодних ритуалов долгой жизни «нас уттуллhн»,
08.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Праздничный молебен состоялся в следственном изоляторе Калмыкии - РИА КалмыкияВ преддверии празднования «Зул» в актовом зале следственного изолятора №1 УИС Калмыкии представителем Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шикьямуни» Отхон Ламой проведен молебен для сотрудников и работников учреждения.
07.12.2017 РИА Калмыкия
Полицейские разыскали пропавшего школьника - МВД Республики КалмыкияНакануне ночью в полицию Сарпинского района поступило сообщение, о том, что из дома ушел в школу и не вернулся 14-летний житель села Садовое.
10.12.2017 МВД Республики Калмыкия
Полицией Калмыкии в связи с безвестным исчезновением разыскивается несовершеннолетняя жительница Элисты Буваева Ангелина Викторовна, 23.02.2003 года рождения,
08.12.2017 Газета ВКалмыкии
Житель Калмыкии осуждён за применение насилия в отношении полицейского - МВД Республики КалмыкияВ Республике Калмыкия вынесен приговор местному жителю, обвиняемому в применении насилия в отношении сотрудников полиции.
08.12.2017 МВД Республики Калмыкия
img_1706 - Геден Шеддуп Чой КорлингС 25 ноября по 10 декабря, по субботам и воскресеньям, в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» проходили традиционные предновогодние ритуалы долгой жизни «нас утдуллhн»,
10.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты - Элистинская и Калмыцкая Епархия10 декабря 2017 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день явления иконы Божией Матери «Знамение», архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Элисты.
10.12.2017 Элистинская и Калмыцкая Епархия
12 декабря 2017 года объявлен Днем национального праздника «Зул» - Геден Шеддуп Чой Корлинг20 ноября временно исполняющий обязанности Главы Республики Калмыкия Игорь Зотов подписал Указ «Об объявлении 12 декабря 2017 года Днем национального праздника «Зул»»,
09.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
11 декабря состоится концерт Национального Оркестра Республики Калмыкия, посвященный калмыцкому празднику Зул.
10.12.2017 KalmykiaNews.Ru
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/38/IMG_0732.JPG">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУНа прошлой неделе в Институте Стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова прошли литературные мероприятия, проведенные при поддержке посольства Республики Корея в России и Корейского Института литературных переводов.
09.12.2017 КалмГУ
«Ойраты» представят золотой фонд калмыцкого танца к празднику Зул - РИА КалмыкияГосударственный театр танца Калмыкии «Ойраты» проведет полуторачасовой концерт 12 декабря в 18.00 на сцене нового спорткомплекса.
08.12.2017 РИА Калмыкия
Глава ФИДЕ наградил участников новогоднего турнира Мосжилинспекции - Elista.OrgНакануне, Кирсан Илюмжинов посетил центральный офис Государственной жилищной инспекции Москвы.
10.12.2017 Elista.Org
Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия стало призером спартакиады калмыцкой республиканской организации «Динамо» за 2017 год - МЧС Республики КалмыкияСегодня в актовом зале чрезвычайного регионального ведомства состоялось награждение женской и мужской команды по итогам спартакиады среди коллективов физической культуры общества «Динамо».
08.12.2017 МЧС Республики Калмыкия
Почти 200 спортсменов сразятся на первенстве «Юность России» по самбо. Раньше таких соревнований в Калмыкии не было   - РИА КалмыкияВ новом спорткомплексе  состоится первенство общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России» по самбо среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.
08.12.2017 РИА Калмыкия
День Героев Отечества - Единая РоссияСегодня в Большом зале заседаний Правительства Республики Калмыкия состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Героев Отечества, в котором приняли участие Член Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,
08.12.2017 Единая Россия
Активисты Народного фронта обсудили проблемы и перспективы формировани... - ОНФ в Республике КалмыкияВ целях контроля за реализацией общественных предложений регионального отделения Общероссийского народного фронта в Калмыкии состоялось обсуждение реализации республиканской целевой программы «Доступная среда на 2016 - 2
08.12.2017 ОНФ в Республике Калмыкия
Праздничный молебен состоялся в следственном изоляторе Калмыкии - РИА КалмыкияВ преддверии празднования «Зул» в актовом зале следственного изолятора №1 УИС Калмыкии представителем Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шикьямуни» Отхон Ламой проведен молебен для сотрудников и работников учреждения.
07.12.2017 РИА Калмыкия
В рамках реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» было запланировано обустройство 10 дворовых территорий в Элисте. - Администрация городаСегодня состоялось открытие, заключительной в этом году, благоустроенной дворовой территории на 3-м микрорайоне у 24-го дома.
09.12.2017 Администрация города
Калмыкия гордится своими героями. Прошли торжественные мероприятия ко Дню Героев Отечества - РИА КалмыкияВ эти дни в Калмыкии проходят масштабные мероприятия ко Дню Героев Отечества.
08.12.2017 РИА Калмыкия