В рамках празднования 370-летия ойрат-калмыцкой письменности “тодо бичиг” в Центральном хуруле Калмыкии открылась художественная выставка, посвященная создателю национальной письменности, распространителю Учения Будды ламе Зая-Пандите и шире - теме буддизма. В экспозиции представлены 23 работы одиннадцати художников Калмыкии.
Выставка расположена в фойе на третьем уровне храма. Картины разного размера развешаны на двух больших экспозиционных стендах (с обеих сторон), лишь самое крупное полотно – «Портрет Далай-ламы ХIV» Олега Чудутова – помещено на стене (картина со священным образом сверху накрыта хадаком). Эта работа, как и многие другие представленные здесь произведения, выполнена маслом на холсте. Еще один портрет Его Святейшества Далай-ламы ХIV, но значительно меньшего размера, написал акриловой краской Владимир Киштанов (в экспозиции представлены также две его работы с изображением хурулов на фоне природы).
Единственная в экспозиции скульптурная композиция – статуэтка Зая-Пандиты, вырезанная из слоновой кости, – установлена в «аквариуме» на высокой опоре. Автор миниатюры – заслуженный художник республики Виктор Дорджиев. Образ Зая-Пандиты также воплотил на холсте Иван Чмерев, член Союзов художников СССР и России. Если объемное изображение, выполненное скульптором, лаконично (лама-просветитель сидит в задумчивости, держа перед собой развернутый свиток), то живописный образ Зая-Пандиты представлен в картине со многими элементами. Здесь и буддийский храм, и лотосы с тюльпанами, и кибитки, и традиционный скот, а также горы, небесные светила. Традиционно Зая-Пандита изображен восседающим в монашеском одеянии с ручкой-кистью и листами бумаги. В нижней части картины выделяется кибитка, перед которой группа калмыков-мужчин: один читает текст по бумаге (очевидно, на «тодо бичиг»), другие слушают.
Среди картин, представленных на стендах, самая крупная по формату – «Мандала» народного художника Калмыкии Александра Поваева. У него много работ, созданных на тему буддизма, в том числе ставшая уже классической картина с изображением Зая-Пандиты, которая, кстати, демонстрировалась в Центральном хуруле. На этой же выставке мастер ограничился одним произведением.
Крупные по размеру картины (не менее 100 см каждая сторона) представил заслуженный художник Калмыкии Виктор Терехов – «Просветление», «Праздник Белого Месяца», «Степная сюита», «Мир Убуша Бадмаева». На двух из них фоном-силуэтом послужил облик Центрального хурула Калмыкии. Кстати, еще одна работа Виктора Петровича, размером поменьше (54х96), представленная на выставке, посвящена нашему храму, картина так и называется: «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
В экспозиции также представлены три небольшие по формату работы Петра Усунцинова (холст, масло) – «Монах и ступа», «Гелюнг», «Поклонение Будде». Петр Александрович известен и как скульптор. Достаточно сказать, что он вместе с заслуженным деятелем искусств РК, заслуженным художником РФ Владимиром Васькиным является автором статуи Будды, которая была установлена в центре Элисты в 1995 году к 60-летию Далай-ламы ХIV. Также П. Усунцинов был помощником В. Васькина при создании им статуи Будды Шакьямуни для храма Сякюсн-Сюме.
В нашей выставке приняла участие и дочь Владимира Савельевича Васькина, так много сделавшего для популяризации буддизма в скульптуре и архитектуре, - Дельгр Сангаджиева, заслуженный художник РК. Ею представлены четыре работы, выполненные гуашью на бумаге – «Восемь драгоценностей», «Ом Мани Пад Ме Хум», «Зул», «Ки-мёрн – Кони ветра».
На художественной выставке в Центральном хуруле зрители могут увидеть и картины Цебека Адучиева («В краю легенд»), Анны Захаровой («Лотосы»), Елены Киштановой («Звуки Дхармы. Домбровые наигрыши»).
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»