«Высшее историческое образование на современном этапе».

Фото: www.kalmsu.ru

1 декабря 2016 года состоялось заседание педагогической школы «Педагогические основы преподавания истории» на тему: «Высшее историческое образование на современном этапе». Присутствовали члены кафедр истории России и всеобщей истории, также на заседание были приглашены магистранты и студенты направления «История». Со вступительным словом выступил и.о. декана Гуманитарного факультета Е.Н.Убушаев. Выступление зав. кафедрой истории России, д.и.н., профессора А.Н.Команджаева было посвящено целям, задачам исторического образования в целом, а также вопросам исторического образования на факультете. Д.и.н., профессор Лиджеева К.Ф. подробно остановилась на наиболее актуальных проблемах исторического образования в России на современном этапе.

Интеграция образования и науки - одна из важнейших проблем, стоящих перед современными историками. В современной России проблема интеграции образования и науки поставлена на новую базу- создание в системе высшего образования научных центров. Интеграция образования и науки сегодня- это проблема как перевести инновации современной исторической науки ( плюрализм методологических подходов, расширение исследовательских полей, использование новых видов источников, например, материалов «народного архива», «устной истории») в образовательный процесс и как приобщить студентов и более широкую аудиторию к современным достижениям исторической науки.

Обновление содержания исторических курсов с помощью достижения и наработок современной исторической науки позволит существенно изменить структуру, концептуальные установки лекционных курсов, учебников, учебных пособий и учебных программ, усилив содержание антропологическими аспектами истории, вниманием к человеку как к главному ее персонажу. Несмотря на несомненные достоинства современных учебников по истории: существенное обновление исторического материала; введение новых ранее неизвестных фактов, понятий, источников; включение материала, усиливающего гуманистическую роль учебника и способствующего формированию личности учащегося, развитию познавательных возможностей учащихся и многое другое, - пока еще рано констатировать, что ныне действующие учебники удовлетворяют потребностям школы, как высшей, так и средней.

Важно подчеркнуть, что новое видение исторического процесса предполагает преодоление инерции прежних представлений об одновременности, однолинейности его динамики; следует исходить из многовариантности, альтернативности, объективно свойственной отечественному развитию. Воспроизведение в учебном курсе альтернатив отечественного исторического процесса, позволяет сформировать более адекватное, глубокое представление о содержании исторической жизни, извлечь из нее полноценные уроки.

На современном этапе осуществляется многоуровневая подготовка студентов в вузах: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Главными критериями оценки работы высшей школы в наши дни является качество подготовки студентов. На первый план выдвинуты общекультурные компетенции, т.е.  бакалавриат должен ориентировать своих выпускников к  профессиональной деятельности, умению логически мыслить, повышать свою квалификацию и мастерство.

У магистрантов особый акцент делается на развитии творческих компетенций, т.е квалификация магистра предполагает, прежде всего, выработку научно-исследовательских и организаторских компетенций, способность формировать научные и учебные команды, воздействовать на их социально- психологический климат и оценивать качество результатов деятельности.

Переход отечественной системы высшего образования на многоуровневую структуру представляется наиболее оптимальным путем решения многих назревших проблем: развития творческих способностей студентов, формирования современных профессиональных компетенций, повышение качества подготовки выпускников. Новая организация учебно-воспитательного процесса и инновационные технологии позволят сформировать опережающие интеллектуальное развитие личности студента, обеспечивающие, наряду с высокими человеческими качествами, ее духовность и нравственность, и такие « инструментальные» ценности, как заинтересованное отношение к труду, предприимчивость, мобильность, адаптивность, способность к сотрудничеству и профессионализм.

В современных условиях важно подготовить экономику, сферу образования, науки и культуры к восприятию бакалавров и магистров на производстве, в учебном и научном процессе, установить их место в современном «табеле о рангах», уровень материальной обеспеченности и т.д.

В выступлении асс. кафедры истории России А.С.Эрендженова был проведен сравнительный анализ исторического образования в России и за рубежом. Им была представлена презентация по проблеме.

Таким образом,   все проблемы высшего исторического образования, на наш взгляд, решаемы. И вектором перемен должна стать как государственная политика, направленная на финансирование образования по опережающему принципу, разумная и продуманная система реформирования системы образования с использованием лучшего отечественного и зарубежного опыта, так и усилие самих субъектов образования- преподаватели, ученых, студентов.

                Необходимо отметить, что выбранная тема заседания педагогической школы нашла живой отклик аудитории. В прениях выступили к.и.н., доцент О.Н. Абеева, к.и.н., доцент Е.Ш. Музраева и магистранты.

 

 

Руководитель педагогической школы,

  д.и.н., проф. Лиджеева К.Ф.

 

  •  
    По теме
     
    Курсы повышения квалификации 2018 - Управление ветеринарии Сегодня в большом зале министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФГБУ «Центром ветеринарии» стартовали выездные курсы повышения квалификации ветеринарных специалистов на тему:
    16.07.2018
    Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова заключил 15 договоров с абитуриентами, которые изъявили желание учиться по новой для опорного регионального вуза специальности «Фармация».
    16.07.2018
     
    Наплыв студентов в КалмГУ - ГТРК Калмыкия С каждым годом все больше абитуриентов планируют получить образование только в стенах родного ВУЗА.
    16.07.2018
    Министр сельского хозяйства РК Баатр Болаев сегодня принял участие в заседании Президиума Правительства Республики Калмыкия, которое прошло под председательством премьер–министра Игоря Зотова .
    17.07.2018 Министерство сельского хозяйства
    Калмыкия глазами тувинского художника Саин Чимита - РИА Калмыкия Галерея художников и мастеров народного декоративно-прикладного искусства Калмыкии, расположенная на втором этаже ТЦ «Уралан», снова стала местом притяжения для любителей изобразительного искусства Калмыкии.
    17.07.2018 РИА Калмыкия
    c1f93daad6e8 - Информационный портал ВКалмыкии В городе Волжский прошел мастерский турнир "Высокое напряжение-2". Участники соревновались по жиму штанги лежа, народному жиму и становой тяге по версии федерации IPL и "Союза пауэрлифтиров России".
    17.07.2018 Информационный портал ВКалмыкии
    Долги чиновника - УФССП       В Калмыкии стартовала акция «Узнай о своих долгах!» ежегодно проходящая по всей стране, в рамках которой  Управление ФССП России по РК проинформирует граждан, юридических лиц,
    18.07.2018 УФССП
    В рамках республиканской целевой программы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» в поселке Оргакин Ики-Бурульского района начинается текущий ремонт сельского Дома культуры.
    17.07.2018 РИА Калмыкия