Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 105-ФЗ "О ратификации Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" вступил в силу с 12 августа 2016 года.
Со дня вступления в силу Соглашения, маркировка изделий из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) является обязательной для всех участников товарооборота, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов.
Протоколом , подписанным Государствами - членами Евразийского экономического союза в Москве 23 ноября 2016 г., действие настоящего Соглашения продлено с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г.
Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" утверждены постановлением Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 787.
К онтрольный (идентификационный) знак - бланк строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), предназначенный для маркировки товаров.
Под оборотом товаров следует понимать хранение, транспортировку, производство, ввоз в Российскую Федерацию, приобретение и реализацию (продажу) товаров на территории Российской Федерации (п. 3 названных Правил).
Участники оборота товаров, имеющие по состоянию на дату вступления в силу Соглашения нереализованные товары, обязаны в течение 80 рабочих дней со дня вступления в силу Соглашения осуществить их маркировку контрольными (идентификационными) знаками и представить сведения о маркировке таких товаров контрольными (идентификационными) знаками в информационный ресурс маркировки.
В соответствии с Правилами, оператором информационной системы является Федеральная налоговая служба, осуществляющая деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. На официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» создан раздел «Система маркировки изделий из натурального меха», в котором содержится вся необходимая информация о проекте по внедрению маркировки, содержатся сведения об условиях и правилах маркировки, о группе товаров, подлежащих маркированию, об участниках системы маркировки и сроках маркировки, а также необходимая документация.
Таким образом, переходный период, предусмотренный указанными Правилами, позволяющий бизнесу постепенно адаптироваться к новым требованиям, закончился 6 декабря 2016 года.
В настоящее время товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки), и, соответственно, не могут находится в обороте.
Контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки на территории РФ предусмотрена административная ответственность (статья 15.12. КоАП РФ «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации» и уголовная ответственность (статья 171.1 УК РФ).
Дополнительно доводим до сведения потребителей:
проверить легальность маркированного товара можно при помощи любого QR – считывателя КИЗ, установленного на мобильное устройство. ФНС России разработано специальное бесплатное приложение «Проверка товаров» для мобильных устройств на базе iOS и Android, которое называется «ФГУП Центринформ проверка товара».
Информационный ресурс маркировки должен обеспечивать получение из информационного ресурса, обеспечивающего учет и хранение достоверных данных о товарах, следующей минимальной обязательной информации:
а) полное наименование товара;
б) бренд (торговая марка);
в) наименование изготовителя (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя);
г) страна происхождения товара;
д) код товара по ТН ВЭД ЕАЭС ;
е) размер изделия;
ж) вид меха;
з) информация о покраске изделия;
и) модель;
к) цвет;
л) дата и номер декларации соответствия;
м) глобальный идентификационный номер торговой единицы.
Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия обращает внимание потребителей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что действие настоящих Правил не распространяется на:
транспортировку товаров, помещенных под таможенные процедуры, при их вывозе за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
транспортировку товаров под таможенным контролем;
транспортировку и хранение проб и образцов товаров в необходимых количествах, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических регламентов, а также нормативных технических актов в области стандартизации;
товары, ввезенные в Российскую Федерацию организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
транспортировку и хранение товаров, приобретенных в рамках розничной торговли и возвращенных продавцам покупателями, осуществляемые в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;
реализацию (продажу) товаров в магазинах беспошлинной торговли;
хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, на складах временного хранения и таможенных складах;
хранение и использование товаров их производителями;
хранение товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров, осуществляемое в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, до предложения таких товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи;
приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств перед Российской Федерацией, которые предусмотрены налоговым законодательством и таможенным законодательством ;
транспортировку, хранение и использование физическими лицами товаров, ввезенных в качестве товаров для личного пользования и приобретенных в рамках розничной торговли.
На территории республики деятельность по обороту товаров, подлежащих маркировке КИЗ, осуществляют 7 индивидуальных предпринимателей в предприятиях розничной торговой сети.
В ходе проверок, проведенных Управлением в отношении индивидуальных предпринимателей нарушения в части маркировки товаров КИЗ не выявлены.
Управление доводит до сведения граждан, что наличие контрольного идентификационного знака на товарах из натурального меха не освобождает продавца от ответственности и не лишает прав потребителей, предусмотренных нормами статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в случае продажи товара с недостатком.
Так, в соответствии с п. 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Телефон Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия для справок: 8/847-22/ 3-88-62, 3-85-60
Перечень
товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товара |
4303 10 901 0 | предметы одежды из норки |
4303 10 902 0 | предметы одежды из нутрии |
4303 10 903 0 | предметы одежды из песца или лисицы |
4303 10 904 0 | предметы одежды из кролика или зайца |
4303 10 905 0 | предметы одежды из енота |
4303 10 906 0 | предметы одежды из овчины |
4303 10 908 0 | предметы одежды прочие * |
____________________________