Сегодня мир вступает в цифровую эпоху, эпоху информационного общества и нанотехнологий. Все ключевые научные открытия и новейшие технологические продукты делаются на стыке наук, прежде всего естественных. Актуальная в 19-20 веках узкая специализация уже постепенно уходит в прошлое, все более востребованными на рынке труда становятся специалисты с междисциплинарными компетенциями. Кроме профессиональных межпредметных знаний, от такого специалиста требуются и такие ключевые метапредметные компетенции, как коммуникация, кооперация, креативное мышление и критическое мышление. Поэтому так важно развивать эти межпредметные и метапредметные компетенции уже со школы, чтобы начинать готовить детей к жизни в этом новом мире будущего.
Об этом говорилось на экспертно-аналитическом семинаре на тему: «Современное образование: метапредметный подход в условиях цифровой педагогики», который прошёл с 14 по 15 мая в г. Санкт-Петербурге. Организатором семинара выступила АНПО «Школьная лига» - сетевой партнёр ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова» в рамках реализации всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО».
Руководитель семинара – доктор педагогических наук, профессор, чл-корр. РАО, председатель ФУМО по педагогическому образованию, научный руководитель Программы «Школьная лига РОСНАНО» Е.И. Казакова.
Экспертами семинара выступили сотрудники Лиги: доктор педагогических наук Л.С. Илюшин, кандидат психологических наук. А.Н. Юшков, кандидат философских наук В.Ю. Пузыревский, кандидат педагогических наук В.Е. Пугач, кандидат технических наук Юшкова Е.В.
Калмыкию на семинаре представляли Сангаджиев Чингиз Геннадьевич учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10и Джамбышева Байрта Алексеевна учитель химии РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского - координаторы Школьной лиги РОСНАНО в своих образовательных учреждениях.
В рамках обозначенной темы на семинаре были обсуждены следующие вопросы:
1. Метапредметность, междисциплинарность, надпредметность, интегративность, погружения - разные названия одной образовательной сущности?
2. Реализация междисциплинарного подхода в рамках «школы кейсовых практик» (на примере платформы «Школа на ладони»).
3. Междисциплинарность и качество предметного образования.
4. Обзор успешных практик организации междисциплинарного образования в Школьной лиге РОСНАНО.
Открывая семинар, Казакова Е.И., особо выделила метапредметные компетенции, которые необходимо развивать в современной школе: общеучебная культура, исследовательская культура, проектная и коммуникативная культуры. При этом она отметила роль учителя, который сам своим примером показывает стремление к самообразованию. Ведь научить учиться может только тот, кому нравится учиться самому и учить других. В связи с этим необходимо сегодня менять содержание педагогического образования в ВУЗах, чтобы получать новых учителей. В обновленной же школе такой новый учитель будет работать по модели тьютора. Тьютор - ключевая фигура новой школы, ведь он будет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию ребенка в школе.
В такой обновленной школе между учеником и учителем должен выстраиваться настоящий педагогический диалог. Об этой культуре диалога в школе рассказал доктор педагогических наук Илюшин Л.С. в своем докладе «Дидактические диалоги. Чему нам имеет смысл учиться у тех, кого мы учим». В частности он сказал: «Я вправе говорить о том, нравится ли мне, как учится ребёнок, лишь в том случае, если я интересуюсь тем, нравится ли ему, как я его учу». Так чему же нас учит равноправный диалог с детьми? Импровизации и интуиции, отсутствию пафоса и имитации, чувству юмора и позитивному мышлению и другим важным вещам». К сожалению, отметил Илюшин Л.С., в нынешней школе у учеников острый дефицит радости образования, понимания его смысла («зачем мы учимся?»), дефицит взаимного уважения взрослых и детей. Все это порождает у детей синдром «школьной усталости», когда у них формируется устойчивое желание избегать познавательного, исследовательского процесса. Поэтому задача учителя-тьютора – перевести ученика в «инновационное образовательное поведение», когда ученик сам стремится к активному познанию, понимая его смысл для себя, и применяя эти знания на практике.
О том, как реализовывать междисциплинарный подход, рассказал спикер Юшков А.Н. в докладе «Матрица-конструктор междисициплинарных исследований и проектов». Он представил свою практическую матрицу таких исследований и проектов, которую может использовать в своей работе любой школьный учитель.
Свою принципиально новую модель школьного образования в направлении межпредметной интеграции предложил кандидат философских наук Пугач В.Е. Он отметил условный характер разделения изучения живой реальности на школьные предметы, которые искусственно сконструированы. И выделил только три реальных метапредмета – мир, человек и текст, - вокруг изучения которых и должна строиться школьная программа, чтобы уйти от монопредметного традиционного образования.
Иной подход к межпредметной интеграции, согласующий с существующей классно-урочной системой, представил кандидат философских наук В.Ю. Пузыревский. Его модель - Межпредметные интегративные погружения (МИП), когда на 1-5 дней вся школа «погружается» в изучение единой межпредметной темы или общенаучного понятия. Например, «гипотеза», «электричество», «система» т.д., - и на это понятие «работают» все школьные предметы и мероприятия: интегрированные уроки, межпредметные проекты и и исследования, игры, мастерские и лаборатории, образовательные путешествия.
Второй день семинара был посвящен обзору успешных практик, реализованных участниками Школьной лиги РОСНАНО. В своём анализе-отчёте Казакова Е.И. отметила в качестве таковой и деятельность КалмГУ им. Б.Б. Городовикова - регионального ресурсного центра всероссийской сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО». В презентации, представленной Еленой Ивановной, по словам Джамбышевой Б.А., были представлены фотографии сетевых событий, проводимых КалмГУ в течение всего учебного года.
Джамбышева Б.А. и Сангаджиев Ч.Г. представили в рамках семинара опыт междисцилинарной интеграции в своих школах. Они рассказали, что одной из успешных организационных форм такой интеграции является модульное обучение – способ организации учебной программы, при которой она делится на автономные модули-блоки учебной информации.
Например, в учебную программу по определенной дисциплине могут вводиться модули межпредметной интеграции: интегрированные уроки, междисциплинарные проекты и исследования, «погружения» и т.д. Шире же, такое модульное построение может применяться ко всему учебному плану школы, когда выделяется общая межпредметная тема, к которой «пристёгиваются» конкретные науки. В этом году в рамках дней межпредметной интеграции стала тема «Космос и космических путешествия».
Отзыв участника семинара Сангаджиева Ч.Г.: «Данный семинар был очень полезен всем нам учителям-участникам Школьной Лиги РОСНАНО. Были показаны конкретные формы и методы междисциплинарной и метапредметной интеграции в русле современных образовательных технологий».
Материалы семинара выложены в открытом доступе на сайте ШЛР по ссылке: http://www.schoolnano.ru/node/214252
Музей
Фотографии представлены
участниками семинара