Директор музея опорного Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, доцент кафедры психологии Светлана Даржинова отмечает сегодня свой юбилей. От всей души поздравляем Светлану Владимировну со знаменательной датой, желаем успехов в работе, новых творческих побед и исполнения всего задуманного!
Вот уже более 30 лет Светлана Владимировна трудится в стенах Калмыцкого университета, выпускницей которого, кстати, она и сама является (окончила в 1983 году Калмыцкий государственный университет по специальности «Русский язык и литература»). В 2009 году С.В. Даржинова защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Формирование толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности» по специальности «Теория и методика профессионального образования». С марта 2010 года по настоящее время Светлана Владимировна работает директором музея и доцентом кафедры психологии ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова». Областью научных интересов юбиляра являются вопросы гуманитарного образования личности средствами художественно-творческой и музейной деятельности. Ее научные концепции и разработки представлены в более чем в 46 научных работах, из них - в 3 монографиях. С 2006 по 2008 годы Даржинова С.В. была руководителем студенческого театра «Кураж» в КалмГУ и является автором пьес «Гелька», «Вспоминая Дениса Ивановича» и различных сценариев «Времен связующая нить», «Фея Радости» и др..
Светлана Владимировна – активный участник общественной жизни университета, города, республики и страны. Она являлась делегатом от Калмыкии на учредительном съезде Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» в г. Вязьма (2015 г.); стала организатором регионального отделения этого движения в Калмыкии и его руководителем. С.В. Даржинова - член регионального отделения Российского военно-исторического общества, региональной конкурсной комиссии по экспертизе материалов претендентов на соискание премии для поддержки талантливой молодежи в рамках ПНПО «Образование» (приказ министерства образования и науки Республики Калмыкия № 265 от 17 марта 2015 г.), имеет награды Министерства образования и науки РФ, Правительства РК, Министерства образования, культуры и науки РК, Профсоюза работников народного образования и науки РФ и др.
– Светлана Владимировна, каковы, по вашему мнению, сегодня роль и функции вузовского музея?
- На мой взгляд, музей – это отражение университетского мира, он является связующим звеном между академическим миром и обществом. Музей представляет, культивирует многие университетские ценности (историю, традиции, культуру и т.д.). В то же время, он должен способствовать повышению качества научно-исследовательской и образовательно-воспитательной деятельности вуза и всеми силами создавать почву для формирования личного культурного опыта, основанного на личных эмоциях, и воспитывать у студентов устойчивую потребность общения с культурными ценностями.
Говоря о дне сегодняшнем, музей университета выступает в разных ролях. С одной стороны, мы хранители истории родного университета. Вместе с тем, вся музейная деятельность носит современный инновационный характер. Считаю, что наш музей - это научно-образовательный и культурно-просветительский центр Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова, способствующий повышению качества научно-исследовательской и образовательно-воспитательной деятельности вуза и формированию его корпоративной культуры на базе современных музейных технологий.
Мы наладили сотрудничество с другими музеями (68 школьных музеев Калмыкии; Национальный музей им. Н. Пальмова, музей ВГСПУ и др.). В рамках реализации всероссийской сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» с 2012 года сотрудничаем с АНПО «Школьная лига» и 22 образовательными учреждениями Калмыкии, в том числе с Калмыцким медколледжем им. Тамары Хахлыновой и Республиканским центром детско-юношеского туризма и краеведения.
– Что, на Ваш взгляд, можно отнести к значимым результатам деятельности музея КалмГУ.
- Значимые результаты? Создание музея истории высшего образования Калмыкии (2010), музея Б.Б. Городовикова (2010), музея-кабинета академика П.М. Эрдниева (2012), музея-лаборатории профессора М.Б. Нармаева (2015 г.). К этому следует добавить формирование разнообразного репертуара работы, включающего встречи, лекции-экскурсии, семинары, открытые занятия, гостиная «Цаhан седклясн» («От всей души»), музейные конференции и мн. др.
– В рамках музейной работы Вы принимали участие в разработке грантов различного уровня. Расскажите об этом?
- Как исполнитель принимала участие в грантах РГНФ 2010-2011 гг. «Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в вузе: традиции и современность»; АВЦП 2010-2011 гг. «Формирование инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования»; Госзадание 2012-2013 гг. «Социокультурная адаптация студентов в инновационном образовательном пространстве вуза»; РГНФ 2013-2014 гг. «Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)».
В 2014 году выиграла грант международного фонда «Genesis» и национального мемориала Катастрофы и Героизма «Яд Вашем» и прошла научную стажировку в Израиле - Международной школе изучения Катастрофы Яд Вашем (январь 2014 г.) с темой проекта «Духовно-нравственное воспитание молодежи в контексте музейной деятельности».
В 2015 году выиграла внутривузовский грант для создания научной лаборатории критического мышления в рамках Малой академии «Эврика». Несмотря на завершение финансирования, деятельность лаборатории продолжается и направлена на привлечение учителей, студентов, учащихся к исследовательской деятельности, в ходе которой студенты получают навыки тьюторства.
- Светлана Владимировна, несколько слов о Ваших творческих планах относительно развития музея Калмыцкого университета?
Мы будем и дальше развивать все наши направления деятельности, разрабатывать новые проекты, в частности, к 50-летию родного вуза реализовать проект «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова: прошлое, настоящее и будущее».
Беседовала с юбиляром
студентка 2 курса направления «Психология»
Ольга Лиджиева