Мы идём за Ним, чьи слова истинны

В этом месяце в республиканской газете «Хальмг унн» вышло интервью священнослужителя Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Санала Мукубенова. Предлагаем его посетителям нашего сайта.

«Мукубенов Санал - один из молодых калмыцких монахов, получающих образование в буддийском монастыре Дрепунг Гоманг. Родился и вырос в Кетченерах, он правнучатый племянник знаменитого Геше Вангьяла, выходца из посёлка Шин Мер, человека, открывшего для Америки буддизм.

Несмотря на молодость, Санал в следующем году заканчивает 16 - летний курс обучения в монастыре, и ему предстоит еще в течение 6 лет сдавать экзамены на соискание ученой степени геше-лхарамбы. Это высшая степень учености в монастырской системе образования школы Гелуг тибетской традиции. Также он является монахом, имеющим обеты гелюнга (253 правила поведения).

Санал спокойно и тихо говорит о буддизме и практике, очень понятно и доступно, и я решился переложить на бумагу отрывки нашей беседы.

- Санал, сегодня никого не удивишь чтением мантр, многие калмыки и не калмыки крутят четки и бормочут молитвы. Польза от этого, несомненно, есть, конечно, многие считают, это занятие главным, если ты буддист?

- Разумеется, чтение мантр, полезно для практикующего. Это хорошо. Но одного механического чтения мантр недостаточно, задача в другом - через практику менять ум, сознание. Воспитать положительное, доброе состояние ума. С точки зрения буддизма все причины страданий кроются в нашем собственном уме, и главная из них - это неведение (авидья - на санскрите), его необходимо искоренить. Для этого надо всегда размышлять и помнить о Четырех Благородных истинах: истине о страдании, о причине страданий, о прекращении страданий и истине о пути, ведущем к прекращению страданий.

По сути весь буддийский путь сводится к трём практикам: практика слушания, размышления и медитации. Последнее переводится, как свыкание - то, к чему мы приучаем ум. Этому всегда должно предшествовать слушание и размышление. Надо своим умом дойти до истины. Будда говорил: “Монахи и ученые должны тщательно анализировать мои слова так же, как подвергают анализу золото посредством плавления, очищения и полировки, и принимать их только после этого, а не ради того, чтобы проявить уважение ко мне”. Будда не требовал веры, главным было - прийти к пониманию учения и его пользы для себя И уже после этого следовать ему, ведь это нужно самим людям, а не Будде, который из сострадания дал учение. Он здесь врач, а учение - лекарство.

- Медитация - это сосредоточенное углубление в себя, размышление и иногда вообще не размышление, то есть никаких мыслей не должно быть?

- Существуют разные виды медитации. Вот, например, мы сейчас ведем обсуждение буддизма, и это уже медитация - аналитическая В крупнейших монастырских университетах, таких, как Дрепунг, Сера и Ганден, основной формой обучения являются дебаты. Известно, что во время диспутов и споров хорошо понимается и запоминается изучаемый материал, так устроена человеческая психолэгия И этот метод взяли на вооружение древние буддийские учителя. Главная мотивация этих диспутов - разобраться в сути Учения, там не должно быть места гордыне. Диспуты - тоже пример аналитической медитации, так как происходит целенаправленный критический анализ определенных положений Учения Будды. Есть также второй вид - это закрепляющая медитация Главная её суть заключена в сосредоточении на определенном объекте. Камалашила - выдающийся индийский учитель в своем трактате “Ступени созерцания”, в разделе, посвященном шаматхе, подробно описал этот вид медитации. Термин “шаматха” означает успокоение ума. Это одно из необходимых условий для достижения Просветления

Будда давал учение разным людям,в соответствии с их уровнем понимания, поэтому его учение весьма обширно, в традиции говорится о 84-х тысячах совокупностях Учения, И порой, на первый взгляд, они отличаются между собой. Возьмем, например, концепцию о горе Сумеру и подобные описания устройства материального мира, это объясняется тем, что таковы были представления о мире в древней Индии 2500 лет назад. Для людей с таким пониманием Будда приводил примеры, исходя из их представлений о мире, иначе понимания было бы сложно достичь, В то же время в тантре Калачакры для подготовленных учеников Будда даёт совершенно другое представление о мире, где описывается движение планет и т.д., больше соответствующее реальности. Будда давал учение для людей с разным пониманием, так оно и было сохранено и записано его учениками. После же великие ученые, учителя Нагарджуна, Асанга и другие, привели его учение в систему. Они были пандитами - учеными монастыря Наланда, крупнейшего центра знаний Индии, а, может быть, и всего мира того времени. Университет Наланда насчитывал более 10 тысяч преподавателей и студентов, которые занимались философией, арифметикой и другими науками, известными в Индии в то время.

Имению подход ученых Наланды - “истина превыше всего” превалировал тогда и вдохновлял великие умы. Высший авторитет - это истина. Мы следуем этому не потому, что так сказал Будда, а потому, что сказанное им истинно, логично. Будда же просто открыл истину. Поэтому эти принципы универсальны и способны идти в ногу с современной наукой. Его Святейшество Далай-лама неоднократно говорил о том, что таков буддийский подход, мы должны принимать факты, а не опираться на досужие домыслы, В книге Геше Вангьяла “Лестница, украшенная драгоценностями” приводится цитата индийского учителя Шамкарапати: “Я не благоволю к Будде, я не сержусь на Капилу и других, я считаю учителем только того, чьи слова логичны”.

И еще, о доброте. “Цаган седкл” - доброе сердце. Это стержневое понятие в буддизме. Суть учения Будды - это ненасилие и концепция взаимозависимости. Чтобы практиковать ненасилие, нужно доброе сердце. Ненасилие не значит равнодушие, наоборот, иногда нужно

поступать решительно, пресекать какие-то разрушительные действия из вне, но в основе всегда должна быть искренняя сострадательная мотивация Как говорил Ганди: “Чтобы практиковать ненасилие (ахимсу), необходимо иметь мужество”.

Концепция о взаимозависимости очень глубока, и для настоящего её понимания необходима мудрость. Сострадание и доброта без мудрости, без правильного понимания реальности - слепы и неспособны приносить пользу.

Именно мудрость помогает состраданию быть действенным, эти две составляющие дополняют друг друга.

Будда- просветленный, достиг избавления от страданий и открыл эти знания для нас, поэтому, думаю, в этом заключается большая драгоценность калмыцкой культуры, наше наследие, и мы должны это понимать».

Менке КОНЕЕВ

«Хальмг унн», 05.07.2017

 
По теме
Далай-лама принял участие в открытии трехдневного семинара «Буддизм в Ладаке» - Геден Шеддуп Чой Корлинг Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 1 августа– Последняя официальная встреча нынешнего визита Его Святейшества Далай-ламы в Ладаке прошла в аудитории имени Арья Нагарджуны в Центральном институте буддологии в Чогламсаре.
07.08.2017
 
Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой Тары - Геден Шеддуп Чой Корлинг Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 30 июля 2017 года – После ливня накануне вечером на площадке для проведения учений Шивацель стояли большие лужи, но едва ли кому-то из преданных учеников сырость помешала посетить третий,
05.08.2017
Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в Ле - Геден Шеддуп Чой Корлинг Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия - Утром 28 июля, поприветствовав десятки людей, которых немало собирается везде, куда бы Далай-лама ни направлялся, Его Святейшество прошествовал к воротам Шивацель Пходранга.
04.08.2017
В дацане «Ринпоче Багша» провели праздничный Майдари-хурал и освящение статуи Чже Цонкапы - Геден Шеддуп Чой Корлинг 27 июля в дацане «Ринпоче Багша» Бурятии под руководством досточтимого Ело Ринпоче состоялся праздничный Майдари-хурал, посвященный Будде грядущего – Майтрее,
03.08.2017
 
Приговором Элистинского городского суда Аристаев был признан виновным в служебном подлоге, в получении взятки и в превышении должностных полномочий.
15.06.2018 Верховный Суд
Узоры кармы. Беседа с Тэло Тулку Ринпоче - Геден Шеддуп Чой Корлинг Верховный лама республики Калмыкия, официальный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, признанная реинкарнация Тилопы – великого буддийского святого, основоположника линии Кагью.
17.06.2018 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Вильнюс, Литва – 14 июня утром на встрече с парламентской группой поддержки Тибета и сторонниками тибетского дела Его Святейшество Далай-лама сказал: «Тибет переживает очень сложный период своей истории, повсеместно грубо нарушаются права и свободы человека, однако моя главная задача – сохранение неповторимой тибетской культуры. - Геден Шеддуп Чой Корлинг Вильнюс, Литва – 14 июня утром на встрече с парламентской группой поддержки Тибета и сторонниками тибетского дела Его Святейшество Далай-лама сказал: «Тибет переживает очень сложный период своей истории,
16.06.2018 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Калмыкия станет «окном Востока» - РИА Калмыкия От белого пятна на карте к туристическому буму – как республика начинает использовать свой исключительный потенциал.
15.06.2018 РИА Калмыкия
АНСАМБЛЬ «ТЮЛЬПАНЧИК» ВЫСТУПИТ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ В ВОЛГОГРАДЕ И РОСТОВЕ - Министерство культуры и туризма С 14 июня по 15 июля в нашей стране проходит чемпионат мира по футболу, и это настоящий праздник не только для ценителей игры № 1, но и для людей, далеких от спорта.
17.06.2018 Министерство культуры и туризма
Узоры кармы. Беседа с Тэло Тулку Ринпоче - Геден Шеддуп Чой Корлинг Верховный лама республики Калмыкия, официальный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, признанная реинкарнация Тилопы – великого буддийского святого, основоположника линии Кагью.
17.06.2018 Геден Шеддуп Чой Корлинг
АНСАМБЛЬ «ТЮЛЬПАНЧИК» ВЫСТУПИТ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ В ВОЛГОГРАДЕ И РОСТОВЕ - Министерство культуры и туризма С 14 июня по 15 июля в нашей стране проходит чемпионат мира по футболу, и это настоящий праздник не только для ценителей игры № 1, но и для людей, далеких от спорта.
17.06.2018 Министерство культуры и туризма