Новости города БезФормата.Ru
Элиста
Главные новости
 
Задать вопрос?

Ольга Васильева — о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях

Глава Минобрнауки РФ: «В школах должны играть в шахматы»


Ольга Васильева — о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях
Сдавать ЕГЭ даже под камерами — проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
— Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?
— Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного — содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.
Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.
Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне — это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.
Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.
— Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?
— Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.
Моя важнейшая забота — педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций — я только за эволюционный путь. Всё новое — хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.
Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь — национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.
Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.
В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.
Задач впереди больше, чем удалось сделать.
— В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.
— У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, — Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.
Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель — представители Самарской области.
Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.
Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.
— Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?
— Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.
— Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?
— Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.
В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. — это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось — в 2 раза, по истории — в 2 раза, по физике — в 1,6 раза, по литературе — в 1,5 раза, по базовой математике и географии — почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку — на четверть.
Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.
Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.
— Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?
— Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.
— Говорят, что тяжело сдавать под камерами...
— Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.
Самое важное, что меняется содержание. Главное — изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.
Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.
— Чем отличаются советский и российский выпускники школы?
— Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.
Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.
Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога — развить и привить желание учиться.
— Учителя на местах это понимают?
— Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.
В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию — на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель — проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.
Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.
Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике — у пятерых золото, по химии — 3 золота и 2 серебра, у математиков — золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.
— Каких предметов не хватает в школьной программе?
— Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений — это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.
Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные. Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.
— Это будет где-то рекомендовано?
— Есть внеурочная деятельность — обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым — нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.
— Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.
— Правильно, образование — это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок — на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.
— Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня — новой технологической революции?
— Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе. Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс. бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.
— У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?
— Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное — любить.
В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток — как хрустальный сосуд.
— А в угол ставить на горох?
— Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.
— Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?
— Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду — третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.
Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа. Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2—2,2 тыс. человек и совсем маленькие сельские школы.
— Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.
— Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу. Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ. У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.

Источник - http://минобрнауки.рф

Министр Ольга Васильева призывает играть в шахматы - Elista.OrgВасильева призвала играть в школах в шахматы. В школах должны стать бесплатными дополнительные занятия по ряду направлений, заявила министр образования и науки Ольга Васильева в интервью газете «Известия».
02.08.2017 Elista.Org
Факультативы по шахматам появятся в каждой российской школе - ЦОКОВ Минобрнауки России состоялась встреча Министра образования и науки РФ О.Ю.
27.07.2017 ЦОКО
Министр образования РФ поддерживает "шахматы в школе" - Elista.OrgМинистр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что изучение шахмат в школе должно стать обязательным в рамках внеурочной деятельности, сообщает пресс-служба Минобрнауки России «Мое глубочайшее убеждение,
27.07.2017 Elista.Org
Кирсан Илюмжинов встретился с министром образования РФ - Elista.Org25 июля в Министерстве образования России прошла встреча президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой.
26.07.2017 Elista.Org
«10% учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики» - ЦОКОГлава Рособрнадзора Сергей Кравцов о том, какие экзамены ждут учителей в новом учебном году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) вошел в штатный режим и в ближайшее время существенно меняться не будет.
19.07.2017 ЦОКО
Николай Манцаев: «Калмыкия готова быть пилотной площадкой для решения вопросов в сфере этнокультурного образования и воспитания» - РИА КалмыкияВ 2018 году в Элисте, на базе Этнокультурной гимназии им. Зая Пандиты, пройдет межрегиональная конференция по вопросам развития этнокультурного воспитания в системе общего образования.
11.12.2017 РИА Калмыкия
В следующем году «пилотным» регионом для проведения Межрегиональной конференции по вопросам развития этнокультурного образования выбрана Калмыкия.
11.12.2017 ГТРК Калмыкия
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/45/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУ      Вопросы дальнейшего взаимодействия  между КалмГУ и Иссык-Кульским государственным университетом были обсуждены в ходе встречи ректоров вузов-партнеров Б.К.
11.12.2017 КалмГУ
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/46/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУ         В фольклоре монгольских народов особое место занимают легенды, предания, песни о выдающихся личностях, сыгравших большую роль в утверждении государственности и независимости.
11.12.2017 КалмГУ
В образовательных организациях Республики Калмыкия прошло итоговое сочинение (изложение).
11.12.2017 Министерство образования
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/44/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУСтуденты нового направления «Туризм» ФГБОУ ВО «КалмГУ» совместно с куратором Эрендженовой Д.Б.
11.12.2017 КалмГУ
Итоги конкурса «Педагогический дебют» - КалмГУ          Много трогательных, теплых слов о педагоге прозвучало 6 декабря 2017 года в стенах актового зала института калмыцкой филологии и востоковедения, где состоялся II Общеуниверситетский конкурс «Педагогический дебют».
11.12.2017 КалмГУ
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/41/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУВ рамках состоявшейся в КалмГУ международной научной конференции «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура» университет посетила директор Института философии Академии наук Монголии, доктор философских наук,
11.12.2017 КалмГУ
9 декабря, в рамках проведения Международной научной конференции «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», состоялись секционные заседания в Институте калмыцкой филологии и востоковедения .
11.12.2017 КалмГУ
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/41/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУВ рамках состоявшейся в КалмГУ международной научной конференции «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура» университет посетила директор Института философии Академии наук Монголии, доктор философских наук,
11.12.2017 КалмГУ
Итоги конкурса «Педагогический дебют» - КалмГУ          Много трогательных, теплых слов о педагоге прозвучало 6 декабря 2017 года в стенах актового зала института калмыцкой филологии и востоковедения, где состоялся II Общеуниверситетский конкурс «Педагогический дебют».
11.12.2017 КалмГУ
<a class="sig-download-link" href="http://www.kalmsu.ru/plugins/content/jw_sigpro/sigpro.download.php?file=images/stories/0_2017img/dekabr/44/Image00002.jpg">Загрузить это изображение</a><br /><br /> - КалмГУСтуденты нового направления «Туризм» ФГБОУ ВО «КалмГУ» совместно с куратором Эрендженовой Д.Б.
11.12.2017 КалмГУ
Полицейские разыскали пропавшего школьника - МВД Республики КалмыкияНакануне ночью в полицию Сарпинского района поступило сообщение, о том, что из дома ушел в школу и не вернулся 14-летний житель села Садовое.
10.12.2017 МВД Республики Калмыкия
Школьница из Целинного района подозревается в краже - МВД Республики КалмыкияВ полицию Целинного района республики с заявлением обратилась жительница села Вознесеновка.
11.12.2017 МВД Республики Калмыкия
Житель Астраханской области подозревается в краже металлических труб - МВД Республики КалмыкияВ полицию Черноземельского района поступило сообщение о том, что с территории частной промышленной организации, раположенной на территории райцентра, совершено хищение металлических труб в количестве 16 штук.
11.12.2017 МВД Республики Калмыкия
Телеканал «Хамдан-Калмыкия» подготовил специальную тематическую программу, посвященную празднику Зул - РИА КалмыкияЗавтра в 9.30 и 21.30 в документальной передаче «Маршрутами Дружбы» спецкорреспондента Зои Кирилловой зрители увидят, с каким воодущевлением национальные традиции и культуру воспринимают туристы из соседних регионов.
11.12.2017 РИА Калмыкия
В конце текущей рабочей любителей Мельпомены порадуют премьерой артисты республиканского русского театра драмы и комедии.
11.12.2017 ГТРК Калмыкия
11 декабря состоится концерт Национального Оркестра Республики Калмыкия, посвященный калмыцкому празднику Зул.
10.12.2017 KalmykiaNews.Ru
Сегодня состоялось торжественное открытие Спартакиады комплекса   ГТО среди органов исполнительной власти РК, Аппарата Правительства РК, Администрации Главы РК. - Администрация городаСпартакиада проводится в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного фестиваля «ГТО – одна страна,
11.12.2017 Администрация города
Фестиваль школьной лиги КВН - Единая РоссияАктивисты Партии провели фестиваль школьной лиги КВН на Кубок Главы Администрации Города Элисты От имени руководства Администрации города Элисты участников фестиваля поприветствовал Первый заместителей Главы Администр
11.12.2017 Единая Россия
В Элисте в Академии борьбы имени Тула Балдашинова стартовал 21-й традиционный всероссийский турнир по греко-римской борьбе среди юношей 2001-2003 годов рождения В открытии турнира приняли участие почетные гости:
11.12.2017 Единая Россия
Алексей Орлов выступит перед участниками всероссийского конкурса «Лидеры России» в Ростове-на-Дону - РИА КалмыкияГлава Калмыкии Алексей Орлов прибыл с рабочим визитом в г. Ростов-на-Дону, где выступит перед участниками полуфинала всероссийского открытого конкурса для руководителей нового поколения «Лидеры России».
11.12.2017 РИА Калмыкия
Марина Мукабенова поздравила с Праздником Зул - Единая РоссияУважаемые жители Калмыкии! Дорогие земляки! Примите самые теплые и искренние поздравления со Священным праздником Зул!
11.12.2017 Единая Россия
img_1706 - Геден Шеддуп Чой КорлингС 25 ноября по 10 декабря, по субботам и воскресеньям, в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» проходили традиционные предновогодние ритуалы долгой жизни «нас утдуллhн»,
10.12.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
ПРЕСС-РЕЛИЗ к «Прямой линии» Главы Республики Калмыкия Алексея Орлова - Администрация города15 декабря 2017 года, в 10 часов, начнется вторая «Прямая линия» Главы Республики Калмыкия Алексея Орлова в рамках спецпроекта интернет-газеты «Степные вести» («Теегин зянг») «Глава онлайн».
11.12.2017 Администрация города
Следователями следственного отдела по городу Элиста следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Калмыкия проводится проверка по факту безвестного исчезновения уроженки города Элиста Республики Калмык
11.12.2017 СУ СК РФ