В этом году село Яшалта Яшалтинского района отпраздновало 140-летний юбилей со дня образования. Отметим, что основателями села были переселенцы из Эстонии. Выехали они из Эстонии в Россию в 1876 году. На территорию современной Калмыкии приехали 1877 году, когда губернатор Ставропольского края дал им разрешение на освоение земель при речки Хагин Сала. В то время калмыки Большедербетовского улуса проводили на этом месте зимовку. Поселение назвали Эсто-Хагинка.
Сегодня эстонское население ассимилировало и как таковой диаспоры на территории района уже не существует. Но местные жители свято хранят память о переселенцах и основателях села. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в предметах, документах, воспоминаниях людей. Яшалтинский краеведческий музей имени В.И. Педер – это уникальное место, где собраны уникальные документы и фотографии, предметы быта эстонцев. И сегодня РИА «Калмыкия» предлагает вашему вниманию небольшой материал об этом.
Мадас Куркус, Хендрик Херм, Юрий Арндт, Михпель Бейрабах – это были первые поселенцы яшалтинской земли. Надо сказать, что сначала переселенцы из Эстонии отправились в Нижегородскую губернию, но скоро покинули ее и повернули на Кавказ. На Кавказе часть из них остановилась в местечке Псывбой на реке Сенгелеевка, другая часть поселилась у реки Маруха. Население этих мест новых поселян встретило недружелюбно, так как и сами страдали от малоземелья. Поэтому часть переселенцев переезжает в село Алмяе (ныне село Подгорное Александровского района Ставропольского края). Село Алмяе было одним из самых крупных эстонских поселений, оно выделялось своей зажиточностью. В нём проживало около 1300 человек. С таким количеством населения опять начиналась нехватка земли, поэтому и здесь долго переселенцы не задержались. Решили искать новое место. Для этой цели выбрали ходоков во главе с Мадисом Куркусом , который хорошо знал русский язык. Он отправился к Ставропольскому губернатору. За большую взятку переселенцы получили разрешение поселиться на свободных государственных землях у пересыхающей речки Хагин Сала в балке Овсауль-Кюль. Поселение это назвали Эсто-Хагинка. Позже сюда стали прибывать немецкие колонисты и крестьяне из Екатеринославкой губернии.
Земельный надел Эсто-Хагинки был небольшой. Он давался только на мужскую душу, зарегистрированную при ревизии. На женщин надела не давали,и трудно приходилось тем семьям, у кого были только дочери, а ревизии проводились раз в 10-12 лет.
Женщины Эсто-Хагинки подрабатывали ткачеством, изготовлением шерстяных изделий – одеял, шалей, шаровар, чулок, перчаток, и шитьем мужского и женского платья. Для этой цели в селе имелось два шерсто-прядильных станка. Мужчины в свободное от полевых работ время занимались кузнечным делом.
В 1914 году был построен клуб. При нем образовали кружок декламаторов, певчие хоры, драматический кружок, духовой оркестр и «Общество трезвости». Трехклассную школу в Эсто-Хагинке построили в 1893 году. А в 1909 году писарь Тенингоф предложил образовать новое Общество – «Общество народного образования». Ставропольский губернатор в том же году утвердил его устав. Общество имело право открывать школу, народный дом, проводить чтение лекций, организовывать певческие хоры, оркестры, спектакли. Для создания материального фонда получило 10 десятин земли, и деньги от продажи урожая шли в его фонд. К весне 1913 года были собраны значительные средства, и в этот год началась закупка самана и черепицы. Строительство Народного Дома закончилось в 1914 году, в нем начали функционировать хоровой и театральный кружки, духовой оркестр, оркестр скрипачей. Духовым оркестром и мужским хором руководил И.М. Мяль , театральной группой – А.Р. Штрем . Через несколько лет после постройки школы и церкви крестьяне стали решать вопрос об организации библиотеки. Местом образования стала школа, библиотекарем стал учитель, и ему назначали твердую зарплату. Приносили книги из дома, выписывали книги и газеты из Эстонии. С 1910 года в школе открывают старшие классы, преподают по программе гимназии. Школа получает статус 2-й ступени. В 1914 году на празднике песни эстонских сёл Северного Кавказа в городе Сухуми участвовал хор и оркестр из Эсто-Хагинки.
С 3 августа 1924 года в селе начали действовать маслодельное и сыроварное товарищества. Объединения имели 150 малобоен и 95 сепараторов. Масло получалось высокого качества и не только конкурировало на ростовском рынке, но и шло за границу. В это время была построена и мельница. Приступили к постройке черепичного завода. Создано было сельскохозяйственное кредитное товарищество, выросшее в 1929 году в крупный колхоз «Новый мир».
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годо многие эстохагинцы воевали в составе 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, 8-го Эстонского стрелкового корпуса, которым командовал уроженец Эсто-Хагинки Лембит Абрамович Пэрн . Прах его покоится в Москве, на Новодевичьем кладбище. Земляку эстохагинцев Акиму Гавриловичу Метяшкину указом Президиума Верховного совета СССР от 30 декабря 1943 года за участие в форсировании Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны село Эсто-Хагинка называлось Степным. А в конце 50-х годов прошлого столетия его переименовали в Яшалту. Этим именем ранее называлось село Соленое, которое основано поселенцами из Таганрогского округа Земли войска Донского в 80-е годы XIX века на урочище Яшалта, у реки Джалга.
Как видим, у села Яшалта богатая и славная история. И к 140-летнему юбилею жители района подошли очень ответственно. Здесь прошел ряд крупных мероприятий, в которых приняли участие жители со всей республики.
Статья подготовлена по материалам, которые были предоставлены Яшалтинским краеведческим музеем имени В.И. Педер
http://riakalm.ru/news/society/10945-2017-12-11-11-43-12#sigProIdf6b478322e