В современных условиях развития общества, рынка труда, требований работодателей преподавание той или иной учебной дисциплины в вузе требует новых подходов, тем более важным представляется организация и прохождение производственных практик. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, направленность «Отечественная филология (русский язык и литература)» выпускник должен уметь решать конкретные профессиональные задачи. Так, педагогическая деятельность предполагает умение выпускника-бакалавра проводить учебные занятия и внеклассную работу по языку и литературе в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик, распространять и популяризировать филологические знания и организовывать воспитательную работу с учащимися.
Дисциплина «Методика преподавания литературы» является обязательной дисциплиной подготовки студентов по указанному направлению. Дисциплина реализуется на гуманитарном факультете ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова» кафедрой русской и зарубежной литературы и изучается на 4 курсе в 7 семестре. После зимней зачетно-экзаменационной сессии студенты в соответствии с графиком учебного процесса направляются на практику в общеобразовательные учреждения Республики Калмыкия.
В целях активизации подготовки к прохождению педагогической практики, «погружения» в методику преподавания литературы студенты 4 курса 21 ноября 2017 года посетили урок литературы в 5 классе в ЧОУ Общеобразовательная школа «Перспектива». Урок – творческая мастерская – проведен Манджиевой Еленой Куприяновной, учителем высшей категории, Отличником просвещения Российской Федерации, Заслуженным учителем Республики Калмыкия, победителем конкурса «Лучшие учителя России – 2010».
В современном обществе возрастающие требования к гуманитарной составляющей российского образования обозначают новые ориентиры общеобразовательных учреждений. Поэтому было целесообразным и практически полезным (по отзывам самих студентов) посещение занятия учителя, работающего по ФГОС ООО, обсудить основные требования к современному уроку литературы в соответствии со стандартами, познакомиться с личностно-ориентированным и дифференцированным подходом к обучению. Урок Манджиевой Е.К. был направлен на формирование метапредметных и личностных результатов: студенты увидели использование разных форм работы на уроке (связь литературы с музыкой и изобразительным искусством, работа в группах, самостоятельная подготовка учащихся, работа с учебником, представление презентаций, проведение литературной викторины), методически грамотное распределение учебного времени.
Манджиева Б.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы