Сегодня Председатель Верховного Суда Республики Калмыкия Валерий Петренко провел брифинг для журналистов республиканских СМИ, в ходе которого разъяснил новеллы законодательства, касающиеся введения в районных судах коллегий присяжных заседателей с первого июня текущего года.
Валерий Леонтьевич напомнил, что 23 июня 2016 года Президент РФ подписал пакет законов, которые дали старт реформе судов присяжных в России. Так, в судах субъектов число присяжных заседателей сокращается с двенадцати до восьми человек. Это сделано для того, чтобы упростить процедуру отбора присяжных. Вместе с тем коллегии присяжных вводятся и в районных судах и будут состоять из шести человек.
Ранее коллегии «народных судей» действовали только на уровне региональных судов, и именно это до сих пор существенно ограничивало компетенцию судов присяжных. Особенно резко сократилось число дел, рассмотренных присяжными, в 2013 году, когда были приняты поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, перераспределявшие нагрузку между судами разных уровней. Масса тяжких дел ушла районным судам и автоматически они вышли из компетенции судов присяжных. Побочным эффектом тех поправок стало то, что фактически возможности предстать перед присяжными лишились женщины, несовершеннолетние, а также мужчины старше 65 лет.
Появление присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов в качестве основного звена российской судебной системы и вместе с тем приблизит данную форму судопроизводства к населению. По предварительным расчетам, право обратиться к судьям из народа получат более 15 тысяч обвиняемых в год.
Коллегии присяжных в районных судах смогут рассматривать дела об убийствах (ч.1 ст.105 УК РФ). Кроме того, к подсудности присяжных отнесены дела по части 4 статьи 111 УК РФ - "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего".
Активно обсуждаются идеи сделать и другие шаги в сторону расширения полномочий судов присяжных, есть, например, предложение поручить судьям из народа дела об экономических преступлениях. Но обсуждать их законодатели будут уже позже, в рамках других инициатив.
Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не имеет непогашенную или неснятую судимость, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Присяжный не должен являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, не иметь заинтересованности в исходе дела, в том числе не быть родственником участников процесса. Кандидатом в присяжные также не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.
«В районных судах была проведена активная работа: оборудованы залы судебных заседаний, необходимое обучение прошли судьи и работники аппаратов судов, сформированы списки кандидатов в присяжные заседатели, - отметил В.Л.Петренко. - Отобраны наиболее опытные судьи районных (городского) судов, на которых возложено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей».
Кроме того, сказал Валерий Леонтьевич, в соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» при недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению председателя регионального суда вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.
В связи с чем распоряжением Правительства РК от 7 августа 2017 года № 284-р по инициативе Верховного Суда РК образованы следующие муниципальные округа из муниципальных образований республики:
1) Центральный муниципальный округ (Ики-Бурульское, Целинное, Приютненское районные муниципальные образования Республики Калмыкия);
2) Западный муниципальный округ (Городовиковское, Яшалтинское районные муниципальные образования Республики Калмыкия);
3) Северный муниципальный округ (Кетченеровское, Сарпинское, Малодербетовское, Октябрьское районные муниципальные образования Республики Калмыкия);
4) Восточный муниципальный округ (Яшкульское, Юстинское, Черноземельское, Лаганское районные муниципальные образования Республики Калмыкия).
Если же обратиться в предыстории вопроса, в Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 гг. и просуществовал как форма судопроизводства более 50 лет. Он был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета номер 1 "О суде". Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.
Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 1990-х гг. Он вводился в России поэтапно. С 1 ноября 1993 г. такие суды в порядке эксперимента начали действовать в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае, с 1 января 1994 г. - в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.
18 декабря 2001 г. был принят федеральный закон о введении в действие нового УПК РФ. Документ предусматривал создание судов присяжных с 1 января 2003 г. в большинстве субъектов Федерации, за исключением 20 регионов, в которых положения закона вводились в действие в другие сроки. В частности, в Чеченской Республике подобная форма судопроизводства должна была начать действовать с 1 января 2007 г. Однако 27 декабря 2006 г. в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми суд присяжных ввели в Чечне с 1 января 2010 г. С этого времени институт присяжных начал действовать на всей территории России.
В заключение встречи Валерий Петренко также рассказал об основных особенностях данной формы судопроизводства и ответил на вопросы журналистов.