Камышев (фамилия изменена) обратился в суд с иском к ООО «Евросеть-Ритейл» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной за товар денежной суммы и компенсации морального вреда.
27 сентября 2015 г. истец заключил с ООО «Евросеть-Ритейл» договор купли-продажи мобильного телефона. Он внес в кассу 3000 руб., оставшуюся часть оформил в кредит по договору от 27 сентября 2015 г. Сумма платежа по кредитному договору составила 14114 руб. 55 коп. На следующий день после приобретения обнаружил, что при разговоре телефон самопроизвольно отключается и «зависает». 6 октября 2015 г. в магазине в просьбе о расторжении договора или замене телефона ему было отказано. 26 сентября 2016 г. он обратился в ООО «Евросеть-Ритейл» с претензией о принятии телефона на ремонт либо возврате уплаченной за товар денежной суммы. По предложению ответчика передал 26 октября 2016 г. телефон на ремонт по гарантии производителя. На претензию от 22 декабря 2016 г., направленную по истечении 45 дней гарантийного ремонта, ООО «Евросеть-Ритейл» не ответил. Согласно почтовому идентификатору претензия получена ответчиком 25 декабря 2016 г.
С учетом уточнений просил также взыскать с ответчика в его пользу неустойку за нарушение срока ремонта, неустойку за нарушение срока возврата денежных средств, уплаченных за товар, расходы по оплате юридических услуг и штраф.
Решением Приютненского районного суда исковые требования были удовлетворены.
Рассмотрев апелляционную жалобу представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК пришла к следующему.
В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае нарушения установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара.
Статьей 20 Закона предусмотрено, что срок устранения недостатков товара, которые должны быть устранены продавцом, не может превышать сорок пять дней.
За нарушение предусмотренных сроков, допустивший такие нарушения продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. За нарушение указанных сроков потребитель вправе по своему усмотрению предъявить иные требования.
В случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).
В случае отказа потребителя от исполнения договора купли-продажи ввиду обнаружения недостатков в переданном по договору товаре обязательство продавца по уплате неустойки сохраняется до момента возврата продавцом уплаченной за товар суммы.
Поскольку установленный 45-дневный срок устранения недостатков товара ответчиком нарушен и претензия истца от 22 декабря 2016 г. о возврате денежных средств, уплаченных за товар, не исполнена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований Камышева.
Вместе с тем, указала коллегия, неустойку за нарушение срока устранения недостатков товара суд ошибочно исчислил за период с 11 декабря 2016 г. по день вынесения решения суда.
Так, если потребитель в связи с нарушением продавцом предусмотренных сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка.
Следовательно, при исчислении неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара суд не учел, что после требования об устранении недостатков товара истец обратился с новым требованием о возврате уплаченной за товар денежной суммы.
При таких данных коллегия взыскала с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение срока устранения недостатков товара за период с 11 декабря 2016 г. по 21 декабря 2016 г. (10 дней), то есть до предъявления нового требования от 22 декабря 2016 г.
В связи с изменением размера взысканной судом неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара коллегия изменила размер взысканного штрафа за неисполнение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и общей суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца.