Ранее в Центральном хуруле прошли четыре таких ритуала: 25 ноября и 3 декабря проводились ритуалы поклонения богине долгой жизни Белой Таре «Долкар Цедуб», 26 ноября – ритуал, посвященный богине долгой жизни Ушнишавиджае, а 2 декабря состоялся молебен долгой жизни Будды Амитаюса.
Как и прошедшие ритуалы долгой жизни, предстоящие 9-10 декабря аналогичные мероприятия будут проходить в большом молельном зале Центрального хурула с 9. 00 до 11.00.
Участвовать в них могут все желающие, но особенно значимы эти ритуалы и молебны для тех, кто родился в год Собаки (наступающий год) или в год Дракона, который является противоположным году Собаки.
***
С точки зрения Буддийского учения, главная цель обретения долгой жизни состоит в том, чтобы позволить практикующему как можно дольше совершенствоваться на пути духовного развития. Ниже приводим сведения о двух божествах долгой жизни, которым будут посвящены предстоящие ритуалы, – Ушнишавиджае и Будде Амитаюсе.
Ушнишавиджая (Освободительница), или просто Виджая (Победа), - это богиня-бодхисаттва долгой жизни, йидам, главное божество девятичастной мандалы. Ушнишавиджая символизирует просветленную мысль Будды. Благо от повторения мантры Ушнишавиджаи очень велико, так как она защищает как в этой жизни, так и в последующих. Ее изображение часто помещают в центре ступы Победы.
Богиню Ушнишавиджаю изображают с восемью руками и тремя лицами. Цвет ее тела белый. Она молода и грациозна, восседает в медитативной позе на лотосовом троне и облаченная в одеяния и украшения бодхисаттв. На голове богини - корона с изображением Будды Вайрочаны. Центральное ее лицо имеет умиротворенное выражение, правое лицо - желтого цвета, с признаками гнева, а левое - синего цвета, очень гневное. На каждом лице богини три глаза. В правой руке у груди она держит перекрещенную важдру, в верхней правой руке - фигуру Будды Амитхаби, в центральной правой руке - стрелу. Нижняя правая рука обращена ладонью вверх в мудре (жесте) дарования блага. Виджая в левой руке у груди держит лассо, ее верхняя левая рука сложена в мудре защиты, центральная левая рука держит лук, а нижняя правая - сосуд с нектаром бессмертия.
Сосуд с нектаром бессмертия обозначает,что Ушнишавиджая входит в “садхану продления жизни” наряду с Буддой Амитаюсом и Белой Тарой. Практики Ушнишачакравартина стоят в одном ряду с практиками Будды Амитаюса и Белой Тары. Ее садханы особенно эффективны для преодоления препятствий к долгой жизни, для действенного очищения результатов неблагих деяний тела, речи и ума, для помощи всем живым существам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Ушниваджая также защищает от восьми видов страха и от рождения в нижних мирах.
Будда Амитаюс
Будда Амитаюс (санскр., букв. “Будда беспредельной жизни”; тиб. Цепаме, букв. “бесконечная жизнь”). Будда Амитаюс – будда долгой жизни, самбогакая – форма Будды Амитабхи.
Ранние упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в “Сукхавати-вьюхе” (I век н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, обладающим неизмеримой, бесконечной жизнью. Полностью культ Будды Амитаюса сформировался в IV веке, и благодаря “Амитаюс-дхьяна сутре” (Сутре созерцания Амитаюса) Амитаюс стал восприниматься как относительно самостоятельный будда. К Будде Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни, крепком здоровье и достатке. В средние века в Тибете, Монголии (особенно в лечебной практике лам) и Китае (в даосско-буддийском поиске эликсира бессмертия) сложился культ Будды Амитаюса, получивший широкое распространение в XVI-XVIII веках, который продолжает сохранять своё значение и по ныне.
В биографии Нагарджуны упоминается, что в детские годы он преодолел критический срок в своей жизни (ему предсказывали раннюю смерть), начитывая мантры Будды Амитаюса.
Будда Амитаюс изображается сидящим в позе лотоса с телом рубиново-красного цвета, руки сложены в дхьяна-мудре, он украшен как бодхисаттвы самбхогакаи. Чаще его изображают красного цвета, но есть также тханки с Белым Амитаюсом. В одиночной форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в дхьяна-мудре, сосуд с амритой (санскр. amṛta – нектар бессмертия). В форме яб-юм у него в руках драгоценный сосуд с амритой и стрела с пятью разноцветными лентами, символ контроля над жизненными элементами.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»