VΙΙ Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства в Калмыкии

Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
Загрузить это изображение
VΙΙ Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства в Калмыкии
Фото: www.kalmsu.ru

                        С  12 по 16 марта 2018 года КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – региональный ресурсный центр всероссийской сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» - провёл в седьмой раз для школьников Калмыкии Всероссийскую школьную Неделю высоких технологий и технопредпринимательства, которая прошла под эгидой Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив.

Традиционно ее организаторами выступают самые наукоёмкие и высокотехнологичные компании страны: Фонд  инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, Федеральное космическое агентство РОСКОСМОС и Государственная корпорация по атомной энергии «РОСАТОМ». Оператором проекта является АНПО «Школьная лига».

Основная задача мероприятия - знакомство школьников с современными научными разработками, технологиями и инновациями с целью повышения у них интереса к обучению в технических вузах и дальнейшей работе в современных наукоемких областях промышленности.

В рамках Недели учащиеся получают возможность приобщиться к открытиям современной науки и достижениям высоких технологий; пообщаться с людьми, увлеченными своим делом, и тем самым значительно повысить мотивацию к изучению естественных наук и занятию техническими видами деятельности.

Открытие Недели состоялось 12 марта 2018 года на базе МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» - школы-участницы Программы «Школьная лига РОСНАНО». Выбор базы проведения был не случаен, так как гимназия принимает самое активное участие во всех сетевых событиях, инициируемых  КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, в рамках Программы «Школьная лига РОСНАНО».

Открытие Недели началось с  торжественной линейки, параллельно для всех участников в фойе демонстрировались инсталляции на тему высоких технологий (транспорт будущего, роботы и так далее). Никого не оставило равнодушным интересное и чрезвычайно информативное выступление учителя химии Джамбышевой Б.А. на тему: «Роль STEAM–образования в «новой» экономике». Всех участников  привлекли театрализованное шоу «В мире высоких технологий», ток-шоу «Следуя за природой», встреча с Алдаром Эрендженовым, придумавшим дышащую наноодежду, имеющую свойства подогрева и которую не нужно стирать. Кроме этого каждый участник смог найти для себя дело по душе в мастерской робототехники, художественной мастерской или в литературном клубе (видеоотчет открытия Недели прилагается). 

Затем с 13 по  16 марта 2018 года в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в центре «Биовет» для школьников Калмыкии проводились уроки по микроскопированию натему: «Химические основы эмбриологии морфогенеза, или Как математика управляет развитием пальцев». Уроки провела Бадмаева С.Е., кандидат биологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой общей биологии и физиологии.

Учащиеся Приютненского лицея им. Ивана Карпенко, Элистинского технического лицея, РНГ имени преподобного Сергия Радонежского, Кетченеровской многопрофильной гимназии им. Хонина Косиева, Элистинской многопрофильной гимназии личностно ориентированного обучения и воспитания им. В. Хлебникова, Троицкой гимназии им. Б.Б. Городовикова, Первомайского сельского лицея, Хар-Булукской СОШ, Вознесеновской СОШ им. И. Гермашева и студенты Калмыцкого медколледжа им. Т. Хахлыновой получили уникальную возможность проанализировать экспрессию генов с помощью математического моделирования.

В ходе урока по микроскопированию школьники узнали, что число пальцев зависит от физических закономерностей, описывающихся моделью Тьюринга, английского математика, известного своими работами в области криптографии и информатики. В работе «Химические основы морфогенеза» он привел математическую модель, согласно которой два вещества (морфогена) могут создавать разнообразные сложные структуры путем самоорганизации. Морфогенами являются различные молекулы, вырабатывающиеся в развивающемся организме, которые способны воздействовать на окружающие клетки и определять их дальнейшее развитие.

Но до недавнего времени не было известно, какие именно молекулы являются морфогенами Тьюринга. Исследование, выполненное командой из биологов и математиков под руководством Джеймса Шарпа, позволило найти эти загадочные вещества и доказать, что модель, предложенная Тьюрингом, действительно управляет развитием наших пальцев.

Выяснилось, что число наших пальцев зависит от  скорости, с которой молекулы-морфогены распространяются по ткани, силе их взаимодействия и скорости роста зачатка конечности. Если молекулы будут диффундировать быстрее, промежуток между пальцами будет увеличиваться, поэтому пальцев станет меньше. Если зачаток конечности станет больше на 20%, а все остальное останется прежним, неожиданно появится место для еще одного пальца. Такие случаи часто встречаются среди животных и людей и известны как полидактилия.

Сегодня мы должны поблагодарить наших предков за то, что, настроив древние механизмы развития пальцев на нужную волну, они обеспечили всему человечеству счастливую жизнь с пятью пальцами, а также существование десятичной системы счисления, которая стала основой нашей математики.

 

Вилкова Елена Михайловна, учитель Приютненского лицея имени И. Карпенко : «13 марта 2018 года в рамках школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства со своими учениками побывала на уроке по микроскопированию. С интересом слушали Бадмаеву С.Е., кандидата биологических наук, доцента, и.о. зав. кафедрой общей биологии и физиологии. В доступной форме Саглар Евгеньевна рассказала, как  формируются руки человека, ноги лошади, ласты дельфина и крыло летучей мыши. Анализируя экспрессию генов и используя математическое моделирование, выяснили, какие молекулы являются главными участниками в процессе формирования пальцев. Теоретические знания переплетались с  практикой. Я бесконечно рада, что мои ученики получили возможность поработать на уникальном оборудовании центра «Биовет» в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова. Ведь именно такие содержательные мероприятия вызывают у наших учеников интерес к познанию, научно-исследовательской деятельности и способствуют их профессиональному самоопределению уже на этапе школьного обучения. Выражаю огромную благодарность  организатору Недели Даржиновой Светлане Владимировне и Бадмаевой Саглар Евгеньевне, познакомившей нас с основами эмбриологии морфогенеза и математического моделирования».

Бюрчиев Джонджа, ученик 9-го класса МБОУ «РНГ имени преподобного Сергия Радонежского» : «Для нас участие во всероссийской школьной Неделе высоких технологий стало прекрасной возможностью увидеть перспективы развития самых наукоемких отраслей российской промышленности, определиться с профессиональной самореализацией и подумать о будущем страны. Современные технологии не стоят на месте и нуждаются в грамотных, высококвалифицированных специалистах. Ко дню открытия Недели вся школа на славу потрудилась, от каждого класса были сделаны инсталляции: от макетов космических кораблей до роботов больше метра высотой и были подготовлены костюмированные флешмобы. Нам поведали о положении биржи труда, посоветовали профессии будущего, указали профессии,  которые будут неактуальны. Это все  заставило меня задуматься о выборе будущей профессии. Самое главное, я осознал в ходе проведения данной Недели, это то, что надо идти, стремиться к реализации своих целей и ни в коем случае не сворачивать с пути. Главное - не бояться, и тогда все обязательно получится!».

Чайкова Марина, ученица Приютненского лицея: «Больше всего понравилась работа с микроскопами. Узнала очень много нового. Например, что у крысы могут быть конечности, как у рыбы, а еще строение лягушки. Такой учебный формат очень понравился. Прекрасные, отличные впечатления! Спасибо организаторам!».

Донской Илья, ученик Элистинского технического лицея : «Я с удовольствием посетил бы такой урок еще раз. От души благодарю организаторов Недели и моего учителя Татьяну Горяевну! Больше всего понравилась работа с микроскопом, рассматривание и изучение зародыша. Хотелось бы повторить такой опыт».

Путеева Ирина, ученица Первомайского сельского лицея : « Вообще, мне интересно все, связанное с биологией, поэтому было интересно слушать про генетику, про стадии зародышей. Больше всего впечатлила идея нокаутирования генов. Очень понравилась практика. Мне кажется, она максимально удобная: в меру теории и достаточно практики. Мне все понравилось. Большое спасибо организаторам!».

Идзибагандова Анисат, ученица Первомайского лицея : «Больше всего меня впечатлила, конечно, работа с микроскопом. Жалко, что в нашей школе нет таких микроскопов. Интересно было узнать больше о генной инженерии. Сама идея проектировки качеств ребенка в будущем сильно поражает. Я хочу поступать в медицинский, поэтому считаю, что такой урок будет мне только на пользу. Так и вышло! Очень здорово, только хотелось бы поменьше трудных, научных слов, и немного больше объяснений, как работать с микроскопом. У нас в школе нет возможности научиться этому».

Магометов Рустам и Микаилова Самира, ученики Вознесеновской СОШ им. Гермашева: «Нам понравилось все, особенно практическая часть, было действительно интересно рассматривать реальные препараты, а не просто картинки в учебнике. Нам запомнилось то, что объясняли про морфогенез и управление генов. Много нового узнали про механизм формирования пальцев. Даже не подозревали, что абсолютно все так сильно контролируется генами. Практика действительно впечатлила, и зародыш крысы в частности. На уроке все понравилось, достаточно и теории, и практики. Жалко, что в школе мы практически не работаем с микроскопами и препаратами. Нам нравится изучать биологию и в будущем хотим поступать в медицинский, поэтому не жалеем, что приехали в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова. Было очень здорово! Спасибо!».

Бадмаева Баина, ученица Элистинского технического лицея: . «Узнала, как формируются руки человека, что влияет на формирование костей в организме. Занятия очень понравились, было очень занимательно!».

Шавхыков Данир, ученик Кетченеровской многопрофильной гимназии: «Узнал много нового, включая то, как развиваются пальцы.  Хотелось бы оказаться здесь еще раз!».

Текеева Виктория, ученица Кетченеровской многопрофильной гимназии : «На уроке узнала многое о генетике, мутации. О том, что биология и химия зависят еще и от математики. Лекция мне очень понравилась, однозначно согласилась бы прийти еще».

Бадма-Горяев Сергей, ученик 8-го медкласса ЭМГ : «Формат проведения очень понравился, вижу такое в первый раз. Все очень классно, интересно! О том, что рассказывали здесь, вообще впервые слышу, но от этого только занимательнее. С радостью бы пришел еще раз!».

 

 

                                                                                                                                                                                        Музей

                                                         

Фотографировали и брали интервью студенты 1 курса

направления «Психология»: Кузьмицкая С., Халгаев Д.,

Пересадина О., Гаврюшкиев С.             

  •  
    По теме
      На основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ от 5 августа 2021 г. № 715 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу,
    «ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б.Городовикова» объявляет конкурсный отбор для заключения трудового договора на вакантную должность:
    Встреча с деканатом ФМФИТ - КалмГУ Скоро середина  весеннего семестра и нашим студентам пора подумать, с какими результатами они приближаются к летней сессии.
    КалмГУ
    Семинар Движения Первых!  - КалмГУ Комиссар Студенческого педагогического отряда «Хоня» Улюмджиев Павел, студент ФСПО, с 13 по 16 марта был на обучающем семинаре по подготовке квалифицированных управленческих и вожатских команд,
    КалмГУ
    Сводка ДТП в Калмыкии за минувшую неделю - РИА Калмыкия С 11 по 17 марта на дорогах Калмыкии зарегистрировано 13 дорожно-транспортных происшествий, в которых 2 человека погибли, 25 получили травмы различной степени тяжести.
    РИА Калмыкия
    В Элисте завершено расследование уголовного дела в отношении местного жителя, обвиняемого в неоднократном управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и применении насилия в отношении представителя власти - Следственный комитет Следственным отделом по городу Элисте следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия завершено расследование уголовного дела в  отношении местного жителя,
    Следственный комитет
    Хирург, председатель комитета охраны здоровья Государственной Думы Бадма Башанкаев сегодня провел прием пациентов в городской поликлинике Элисты - ГТРК «Работа обычным врачом-консультантом не дает забыть базис медицины и законотворчества - «мы работаем для пациента и гражданина».
    ГТРК
    Памятка населению по бешенству - Управление ветеринарии Бешенство - острое, вирусное инфекционное заболевание, общее для человека и животных, всегда заканчивается смертью.
    Управление ветеринарии
    Масленичное объеденье - Газета Элистинская панорама 17 марта, в последний день широкой Масленицы, в элистинском парке Победы состоялось большое праздничное мероприятие.
    Газета Элистинская панорама