Начало учебного года – самое время попробовать новые подходы к образовательному процессу. Как сказал А. Эйнштейн: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». А каждый день требует других результатов.
Одна из задач – повышение качества образовательного процесса, качества знаний, умений и навыков. В определенной степени все это влияет на востребованность выпускников, и имидж вуза. Если педагог непрерывно совершенствует свой профессионализм, адаптирует новые подходы и методы к образовательному процессу, актуализирует содержание учебных курсов, не потому что пришло время, а потому что по-прежнему - неправильно, то он вправе рассчитывать на повышение стоимости своего труда, а также на ответственное отношение студентов к учебе. В противном случае, потенциал педагога остается невостребованным, а мотивация страдает.
К сожалению, в последнее время качество знаний студентов стало в большей степени ответственностью преподавателя, что в корне неправильно. Это огромное поле для поиска решений. Интересно, что можно изменить? Ревью личного опыта последних двух лет показывает, что важно уделить внимание построению системы оценивания.
Первый и важный принцип – прозрачность. Все начинается с договоренностей, то есть правил, которые, с одной стороны, создают нормы и повышают ответственность, с другой, стимулируют вовлеченность и интерес. Далее, студенту и преподавателю должно быть предельно ясно, что и как оценивается. Начиная со 2-ого курса, студенты с большим интересом участвуют в формировании системы рейтинговой оценки. По сути, это совместная проектная работа, которая легко связывается с содержанием учебного курса.
Вопросы «Что?» и «Для чего?» становятся работающими инструментами. Что мы будем изучать, каков вклад в развитие soft- и hardskills(к последним относятся многие ОК, ОПК и ПК ФГОС ВО), где ЗУНы реально пригодятся. Формат – совместное обсуждение.
Обратная связь от студентов по окончании моих учебных курсов показала, что, как ни странно, многие хотели бы добавить больше контроля со стороны преподавателя. Однако, добавить контроля часто означает дополнительную занятость вне рабочего времени. Выходом может стать самоконтроль и самомониторинг студентов. Для этого обязательно в начале курса студент сам выбирает уровень эффективности и успешности своего обучения, которые должны быть измеримы и очевидны. Например, 0% - не прихожу на занятия; 10% - прихожу на занятия и слушаю; 50% - слушаю, записываю, выполняю задания; 90% - слушаю, записываю, спрашиваю, отвечаю, выполняю. По окончании каждой темы - самомониторинг, который покажет, насколько результат студента соответствует желаемому уровню успешности и качества обучения, и что можно сделать для его повышения. Важно все фиксировать. Можно подготовить рабочий материал, в которую наряду с учебными заданиями включаются задания по самооценке и самомониторингу. Этот подход благодаря творческим способностям преподавателя встраивается в рейтинговую оценку знаний студентов.
Коллеги и студенты, всем интересного и качественного учебного года!
Татьяна Аксёнова
Канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии,
преподаватель-практик eduScrumв России