Куда обращаться человеку, чей автомобиль сломался в пределах гарантийного срока: к продавцу, официальному дилеру или в авторизированный сервисный центр? Не слетит ли гарантия после такого обращения? Кто понесет ответственность, если машину так и не удастся починить? Суды сомневались при ответе на эти вопросы, пока дело не попало в Верховный Суд РФ.
Так, Ольга Макарова* заключила с ООО "БалтАвтоТрейд-М" (дилером БМВ в Москве) договор купли-продажи машины стоимостью 3 050 000 руб. Спустя два года автомобиль перестал заводиться, сломался стояночный тормоз, появился стук в подвеске. Поскольку гарантийный срок еще не истек, Макарова передала машину на гарантийный ремонт официальному дилеру БМВ, авторизированному сервисному центру ООО "Модус-Воронеж" в г.Воронеже. Там бесплатно приняли автомобиль на ремонт, но в установленный срок починить не смогли. Тогда Макарова направила ООО "БалтАвтоТрейд-М" претензию, в которой сообщила об отказе от исполнения договора купли-продажи, потребовала вернуть все деньги за машину и выплатить неустойку. ООО "БалтАвтоТрейд-М" ей отказало, и Макарова обратилась в суд. В иске она просила расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с продавца стоимость автомобиля в размере 3 050 000 руб., возместить разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения решения в размере 1 392 922 руб., выплатить ей неустойку в размере 3 050 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и штраф в размере 50% от присуждённой суммы.
Рамонский районный суд Воронежской области , а вслед за ним Воронежский областной суд Макаровой отказали. Они исходили из того, что между ООО "БалтАвтоТрейд-М"и ООО "Модус-Воронеж" нет договорных отношений. Это значит, что после обращения в ООО "Модус-Воронеж" гарантийные обязательства на авто Макаровой прекратились, а ООО "БалтАвтоТрейд-М" не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами (ООО "Модус-Воронеж").
Когда дело дошло до Верховного Суда РФ, тот обратил внимание: у дилера ООО "Модус-Воронеж" есть право продавать автомобили "БМВ" и фирменные детали, а также обязанность производить сервисное обслуживание машин этой марки. В дилерском договоре указано, что "БМВ" несёт ответственность за недостатки товара перед дилером, а дилер отвечает за недостатки товара непосредственно перед покупателем. Дилер ООО "Модус-Воронеж" осуществляет необходимые работы в рамках ответственности "БМВ" для каждого клиента "БМВ" бесплатно независимо от того, приобретен автомобиль у дилера, выполняющего указанные работы, или у какого-либо другого дилера "БМВ". Это значит, что Макарова правомерно обратилась в ООО "Модус-Воронеж" для устранения недостатков принадлежащего ей автомобиля, и гарантийные обязательства не были утрачены. Поэтому Верховный Суд РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое апелляционное рассмотрение (№ 14-КП7-31 ).
* имя и фамилия изменены.
Пресс-группа Элистинского городского суда РК
Право - Федеральный выпуск от 24.05.2018 года.