Новости города БезФормата.Ru
Элиста
Главные новости
 
Задать вопрос?

Учения Далай-ламы по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы»

Учения Далай-ламы по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы» - Геден Шеддуп Чой Корлинг
Учения Далай-ламы по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы» - Геден Шеддуп Чой Корлинг
Учения Далай-ламы по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы» - Геден Шеддуп Чой Корлинг
Учения Далай-ламы по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы» - Геден Шеддуп Чой Корлинг
Учения Далай-ламы по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы» - Геден Шеддуп Чой Корлинг
Фото: khurul.ru

Дискет, Нубра, штат Джамму и Кашмир, Индия, 11 июля– Его Святейшество Далай-лама остановился в монастыре Пходранг в Дискете. Утром, направляясь на площадку для учений, он провел короткую церемонию освящения нового зала собраний. В месте проведения учений, по пути к трону Его Святейшество без устали обменивался приветствиями с собравшимися.

Перед тем как занять свое место, Его Святейшество помахал рукой ученикам, сидящим слева, справа и посередине. Прочли строфы о принятии прибежища в Трех драгоценностях, а затем «Сутру сердца» и «Восхваление семнадцати пандитам славной Наланды».

«Сегодня вы услышите объяснения буддийской Дхармы, – начал Его Святейшество. – В Тибете и по всему Гималайскому региону люди склонны полагать, будто Дхарма – это начитывание мантр и исполнение ритуалов. Последователи школы гелуг, вероятно, связывают ее с этапами на пути к пробуждению. Мне 82 года, я многое повидал на своем веку и полагаю, что мы делаем слишком большой упор на учениях, предназначенных избранным группам учеников, вместо того, чтобы сосредоточиться на учениях общей структуры буддизма. Сегодня, в 21-м столетии, когда у всех так мало времени, я считаю полезным для общего ознакомления с буддизмом вкратце излагать суть идей, описанных в 300 томах классической буддийской литературы.

Учения о Четырех благородных истинах Будда давал открыто всем, кто желал слушать, однако учения о совершенной мудрости не предназначались для широкой публики. В результате некоторые утверждают, будто учения махаяны не являются истинными учениями Будды, точно так же, как есть те, кто не верит, что учения тантры были дарованы самим Буддой. Именно из-за возможности подобных сомнений мы должны уделять более пристальное внимание учениям общей структуры буддизма. Придерживаемся ли мы воззрений школы ньингма с ее линиями передач кама и терма, или школы гелуг, с ее линиями передач сэгью, энса и шунгпа, наше излишнее внимание к специализированным учениям сеет семена разобщения.

В палийском каноне считается, что Будда повернул колесо Дхармы всего один раз. В санскритской традиции, с другой стороны, говорится о трех поворотах колеса учения. Во время первого поворота Будда последовательно разъяснил философские воззрения вплоть до школы вайбхашика, а также монашескую дисциплину, во время второго он изложил сутры совершенной мудрости, включая и учение мадхьямаки, а учения третьего поворота колеса Дхармы стали источником воззрений школы читтамара. На это можно взглянуть и по-иному – рассматривать Две истины как основу, метод и мудрость как путь, а два тела Будды как плод. Такой взгляд согласуется с логическим подходом школы мадхьямака. Поняв это, мы будем в состоянии разрешить любые сомнения, касающиеся учений Будды.

Начиная с Двух истин и постигая затем Четыре благородные истины, ученик приходит к пониманию истинного прекращения и истинного пути и их реальной достижимости, поскольку мы все наделены природой Будды».

Его Святейшество заметил, что поскольку учения Будды построены на логике и обосновании, те их стороны, которые имеют отношение к устройству ума и эмоций, представляют большой интерес для современных ученых. Логика и обоснование применяются также при анализе трех объектов познания: открытых и очевидных явлений, частично скрытых и совершенно скрытых явлений. Для понимания совершенно скрытых явлений нам приходится полагаться на авторитет письменных источников и опыт учителей.

Его Святейшество пояснил, что в истинности некоторых учений, например о пустоте, мы можем убедиться на личном опыте. Он признался, что отказался верить в гору Меру, поскольку ни он сам, ни кто-либо другой ее никогда не видал. Ведь если бы она существовала, кто-нибудь из путешественников обязательно бы ее обнаружил в одном из уголков мира – но ее нигде нет. Он добавил, что Будда пришел в наш мир, чтобы даровать учения о Четырех благородных истинах, а не для того, чтобы давать точные научные сведения о физическом мире или происхождении вселенной.

«Одним словом, Дхарма – это нечто, что нужно каждому из нас. Мы склонны полагать, будто деньги, вещи, имя и слава – это все, что нам нужно. Если бы они дарили нам покой ума и способствовали нашему интеллектуальному развитию, это было прекрасно, однако деньги и слава не способны защитить нас от стихийных бедствий, таких как наводнения, засуха и землетрясения. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, наших собственных рук дело. Мы можем решить многие из них, а также изменить свое отношение к трудностям, путем преобразования своего ума.

В других частях вселенной могут обитать самые разные живые существа, но мы едва ли можем им помочь. Даже для птиц, животных и насекомых на этой планете мы немногое можем сделать. Те, кому мы по-настоящему можем быть полезны – это семь миллиардов людей, живущих сегодня на Земле. Каждый из нас хочет счастья и не желает страданий, и мы можем помочь другим осознать, насколько здесь важен покой ума. Невозможно переоценить преимущества любви и сострадания, и недостатки гнева и страха».

Еще раз подчеркнув, что все основные религиозные традиции служат продвижению и усилению таких практик, как любовь и сострадание, Далай-лама выразил уверенность, что межрелигиозная гармония и взаимоуважение между ними не просто важны, но и практически достижимы.

«Мы собрались здесь для изучения буддийской Дхармы. Когда Будда обрел пробуждение, говорят, у него возникли такие мысли: “Я постиг подобную нектару Дхарму, глубокий, мирный, простой, несоставной ясный свет, но, если я начну учить других, никто меня не поймет, поэтому я останусь в тишине, среди деревьев.”

Однако через некоторое время Будда первый раз повернул колесо Дхармы, даровав учения о Четырех благородных истинах. Именно во время первого поворота колеса он впервые затронул идею бессамостности. Во время второго поворота колеса Дхармы он дал более подробные наставления, разъяснив, что не только человеческое “я” не обладает самобытием, но даже скандхи (психо-физические совокупности) пусты (не имеют самобытия). Во время третьего поворота колеса учения он учил о пустоте природы Будды. Я сам нахожу весьма полезным переносить четырехступенчатый анализ, как он описан в “Сутре сердца”, на идею “я”: “Я – это пустота; пустота – это я. Пустота ничто иное, как я, и я ничто иное, как пустота”. А теперь давайте приступим к чтению “Ступеней созерцания”».

Его Святейшество заметил, что этот трактат особенно дорог тибетцам. Камалашила сочинил его в Тибете, где его об этом и попросили, во времена, когда Тибет был великой империей. Шантаракшита даровал монашеские посвящения первым монахам и учредил в Тибете первый монастырь – Самье. В нем открыли отделения для переводчиков, монахов, созерцателей и так далее. Китайские монахи, которые учились на факультете медитации, утверждали, будто интеллектуальным изучением можно пренебречь и для обретения состояния сознания Будды достаточно одних лишь медитаций. Чтобы оспорить их позицию, в Тибет пригласили Камалашилу, великого ученика Шантаракшиты, который победил оппонентов в ходе философских диспутов. После этого Камалашила написал три тома «Ступеней созерцания».

Его Святейшество сообщил, что получил объяснения по данному трактату от настоятеля монастыря Сакья Сангье Тензина, который в свою очередь слышал их от ламы из Кхама в Самье. Его Святейшество начал читать трактат, охватив начальные разделы «Что такое ум?», «Тренировки ума», «Сострадание», «Развитие равностности, основы любящей доброты» и перешел к разделу, в котором объясняется природа страданий.

После обеда Его Святейшество встретился с почти 300 учениками из школ Нубрской долины и 200 монахами и монахинями, которые принимали участие в Великих летних диспутах. Он поприветствовал всех собравшихся и выразил надежду, что 21-й век будет отличаться от века минувшего, отмеченного невиданным насилием. Он призвал юное поколение не забывать, что с опорой на решимость и ясное видение цели они смогут построить более мирную, более счастливую эру, однако для этого важно думать не только о себе, но и о благополучии всего человечества в целом.

Несколько учениц задали ему вопросы. Первая спросила, сколько заслуг мы обретаем, завершив путь подготовки. Она пояснила, что спрашивает, поскольку ее заинтересовала строфа из поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы», в которой говорится, что заслуги, накопленные за тысячу бесконечных кальп, могут быть уничтожены одной-единственной вспышкой гнева. Его Святейшество ответил, что строфа обращается к гневу, который может испытать низший бодхисаттва по отношению к высшему бодхисаттве. В гневе обычных людей, конечно, тоже ничего хорошего нет, но он далеко не так разрушителен.

Его Святейшество спросили также о соблюдении пяти заповедей мирянина, и он ответил, что за исключением последней заповеди, которая имеет отношение к ошибочным воззрениям и может толковаться немного по-разному в разных верах, все религии единодушны в запрете на десять недобродетельных деяний.

На вопрос о грубом и тонком непостоянстве Его Святейшество ответил, что рождение, жизнь и смерть – примеры первого. Тонкое непостоянство подразумевает мгновенные изменения. Это скорее скрытое свойство причины явлений, а не результат какого-то дополнительного вмешательства. Его Святейшество заметил, что мы можем наблюдать мгновенные изменения с помощью микроскопа. Одна из школьниц спросила, как буддисты относятся к теории Большого взрыва. Его Святейшество отметил периоды рождения, существования и разрушения, и заметил, что ученые изучают лишь самый последний Большой взрыв, однако нет никаких логических оснований полагать, будто перед ним не могло быть и других.

Один из монахов спросил о существовании горы Меру. Его Святейшество спросил, видит ли тот перед собой слона. Монах согласился, что слона здесь нет, но заметил, что порой, если мы не в состоянии что-то видеть, это не означает, что данного явления не существует. Ганден Трисур, Ризонг Ринпоче добавил, что невозможность обнаружить гору Меру бросает тень сомнения и на существование других подобных мест, например небес Тушита.

Принято считать, что в буддизме нет места кастовой дискриминации, заметила одна из монахинь, однако во время церемонии посвящения в монашеский сан задают вопрос: «Вы сын или дочь кузнеца?» Его Святейшество ответил, что никогда не слыхал об этом, поэтому сказать ему нечего. Однако он припомнил, что Будда однажды дал царю такой совет: не имеет значения, что Упали родился в семье цирюльника, уважай его за его знания и практику.

Когда встреча подошла к концу Его Святейшество поблагодарил школьников за интересные вопросы и попросил не жалеть сил на изучение классических буддийских сочинений, оставленных нам в наследство великими индийскими учителями, такими как пандиты Наланды. Он добавил, что и мусульманам может принести большую пользу изучение логики и теории познания. Эти дисциплины лучше всего изучать на тибетском языке. Жители Ладака неплохо понимают письменный тибетский язык, несмотря на то, что разговорные диалекты давно разошлись в стороны.

Его Святейшество продолжил учения по «Ступеням созерцания» и «37 практикам бодхисаттвы» на следующий день.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

22 августа в Калмыкию прибудет с 20-дневным пастырским визитом известный буддийский учитель Кунделинг Ринпоче ХIII.
11.08.2017 Газета ВКалмыкии
Кунделинг Ринпоче ХIII проведет в Калмыкии двадцать дней - Геден Шеддуп Чой Корлинг22 августа в Калмыкию прибудет с 20-дневным пастырским визитом известный буддийский учитель Кунделинг Ринпоче Х III .
10.08.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Далай-лама принял участие в открытии трехдневного семинара «Буддизм в Ладаке» - Геден Шеддуп Чой КорлингЛе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 1 августа– Последняя официальная встреча нынешнего визита Его Святейшества Далай-ламы в Ладаке прошла в аудитории имени Арья Нагарджуны в Центральном институте буддологии в Чогламсаре.
07.08.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Природа сознания. Диалог Далай-ламы с российскими учеными - Геден Шеддуп Чой Корлинг7–8 августа в Дели Его Святейшество Далай-лама Х IV примет участие в первом диалоге с российскими учеными « Природа сознания » в рамках программы « Фундаментальное знание:
07.08.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой Тары - Геден Шеддуп Чой КорлингЛе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 30 июля 2017 года – После ливня накануне вечером на площадке для проведения учений Шивацель стояли большие лужи, но едва ли кому-то из преданных учеников сырость помешала посетить третий,
05.08.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Учения Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» в Ле - Геден Шеддуп Чой КорлингЛе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия - Утром 28 июля, поприветствовав десятки людей, которых немало собирается везде, куда бы Далай-лама ни направлялся, Его Святейшество прошествовал к воротам Шивацель Пходранга.
04.08.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Отменяются учения Далай-ламы в Риге, запланированные на октябрь - РИА КалмыкияЭти учения стояли в графике Его Святейшества как часть североамериканского тура, который был отменен по совету врачей Далай-ламы XIV.
01.08.2017 РИА Калмыкия
Учения Далай-ламы в Риге, запланированные 24-26 октября, отменяются, но могут быть перенесены на конец сентября - Геден Шеддуп Чой КорлингОфис Его Святейшества Далай-ламы Х IV с большим сожалением сообщает, что учения Его Святейшества Далай-ламы в Риге, запланированные на 24-26 октября, отменены.
01.08.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 26 июля – Дорога из Шивацель в Ше бежит по берегу Инда, порой извиваясь меж скоплений выбеленных ступ.
31.07.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
В этом месяце в республиканской газете «Хальмг унн» вышло интервью священнослужителя Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Санала Мукубенова.
31.07.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
В четверг, 27 июля, в Центральном хуруле “Золотая обитель Будды Шакьямуни” прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню поворота колеса учения Будды.
31.07.2017 Газета ВКалмыкии
Полицейские задержали жителя Астраханской области, находившегося в розыске - МВД Республики КалмыкияНакануне сотрудники уголовного розыска Управления МВД России по городу Элисте установили местонахождение 33-летнего жителя Астраханской области, находившегося в розыске.
17.11.2017 МВД Республики Калмыкия
По факту возгорания на животноводческой стоянке проводится проверка - МВД Республики Калмыкия17 ноября в поселке Ахнуд Городовиковского района  произошло возгорание хозяйственного строения для скота,  принадлежащего местной жительнице.
18.11.2017 МВД Республики Калмыкия
В Калмыкии житель Ставрополького края угнал машину «из-под носа» у хозяина - РИА КалмыкияРанним утром в полицию  с заявлением обратился житель Элисты, который сообщил, что со двора придорожного кафе, расположенного на 17 километре автодороги «Волгоград-Элиста»,
17.11.2017 РИА Калмыкия
Архиепископ Юстиниан совершил Литургию и помянул всех погибших в дорожных происшествиях - Элистинская и Калмыцкая Епархия 19 ноября 2017 года архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
19.11.2017 Элистинская и Калмыцкая Епархия
Далай-лама в Риге. Взгляд изнутри, или мой волонтерский опыт - Геден Шеддуп Чой КорлингУчения Его Святейшества Далай-ламы XIV, духовного лидера всех буддистов и всемирно известного общественного деятеля,
19.11.2017 Геден Шеддуп Чой Корлинг
В УФСИН России по Республике Калмыкия подвели итоги конкурса православной иконописи  осужденных «Канон» - УФСИНТворческий конкурс организован ФСИН России совместно с Синодальным отделом Русской Православной Церкви по тюремному служению в рамках Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных «Не числом, а смирением».
17.11.2017 УФСИН
Тостаева Баирта Борисовна - KalmykiaNews.RuЧерез внешний атрибут — одежду, можно менять свое внутреннее состояние Газета «Элистинский курьер» опубликовала интервью с руководителем студии «Иньглян» Тостаевой Баиртой Борисовной,
17.11.2017 KalmykiaNews.Ru
В Волгограде стартует фестиваль «Вечный огонь» - ГТРК КалмыкияСегодня в Волгограде стартует IX Международный телевизионный фестиваль военно-патриотических фильмов и программ «Вечный огонь», организованный ГТРК Волгоград.
17.11.2017 ГТРК Калмыкия
Партийцы приняли участие в презентации книги «Наша жизнь-шамбай и шамбайцы» - Единая РоссияВ рамках партийного проекта «Историческая память» на базе Калмыцкого торгово-экономического колледжа состоялась презентация книги Алексея Убушиева и Светланы Убушиевой «Наша жизнь-шамбай и шамбайцы» В мероприятии прин
17.11.2017 Единая Россия
Глава ФИДЕ посетил ряд шахматных турниров - Elista.OrgНакануне,  Кирсан Илюмжинов посетил первый турнир по шахматам среди финно-угорских народов в г.Виерумяки, а также церемонию закрытия 5-го турнира малых стран Европы, прошедшем в столице Андорры - Ла Велье.
19.11.2017 Elista.Org
Команда калмыцкого МЧС завоевала серебро  в турнире по мини-футболу на Кубок начальника Южного регионального центра МЧС России - МЧС Республики КалмыкияВ Донском спасательном центре состоялся турнир по мини-футболу на Кубок начальника Южного регионального центра МЧС России,
17.11.2017 МЧС Республики Калмыкия
Сборная МЧС Калмыкии приняла участие в первенстве по легкой атлетике среди коллективов общества «Динамо» - МЧС Республики КалмыкияСегодня в Элисте на территории парка «Дружба» состоялись лично-командное первенство «Динамо» по легкой атлетике среди членов общества.
17.11.2017 МЧС Республики Калмыкия
В следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия круглосуточно работает телефонная линия«Ребенок в опасности»для незамедлительного реагирования на обращения граждан о совершенн
17.11.2017 Газета ВКалмыкии
В Калмыкии житель Ставрополького края угнал машину «из-под носа» у хозяина - РИА КалмыкияРанним утром в полицию  с заявлением обратился житель Элисты, который сообщил, что со двора придорожного кафе, расположенного на 17 километре автодороги «Волгоград-Элиста»,
17.11.2017 РИА Калмыкия
Техническое тестирование спецпроекта «Глава Онлайн» - ЦОКОСегодня в Бюджетном Учреждении Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» на базе Ситуационно-информационного центра состоялось техническое тестирование интернет-связи в точках доступа прямой линии в рамках
16.11.2017 ЦОКО
Активисты Народного фронта и участники команды «Молодежки ОНФ» убрали свалку в центре Элисты - ОНФ в Республике КалмыкияАктивисты Общероссийского народного фронта в Калмыкии вместе с командой «Молодежки ОНФ» в регионе организовали и провели субботник по уборке свалки, отмеченной на интерактивной карте проекта ОНФ «Генеральная уборка».
16.11.2017 ОНФ в Республике Калмыкия
Команда калмыцкого МЧС завоевала серебро  в турнире по мини-футболу на Кубок начальника Южного регионального центра МЧС России - МЧС Республики КалмыкияВ Донском спасательном центре состоялся турнир по мини-футболу на Кубок начальника Южного регионального центра МЧС России,
17.11.2017 МЧС Республики Калмыкия