Государственная Дума РФ, 27 января 2017 года, приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которыми вводятся штрафы за так называемое "опасное вождение".
В мае 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением дополнил пункт 2.7 ПДД нормой о запрете практиковать опасное вождение. Под этим термином понимается серия действий водителя, которые мешают движению попутных машин и создают угрозу аварии . К опасному вождению, в частности, отнесли препятствование обгону, несоблюдение бокового интервала, а также резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП.
Министерство внутренних дел подготовило законопроект о введении в главу 12 КоАП новой статьи 12.28.1 "Опасное вождение", устанавливающей 5-тысячный штраф за такое правонарушение. Правовая комиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки, подчеркнув, что их принятие "устранит пробелы в законодательстве и создаст условия для повышения безопасности дорожного движения". В ноябре 2016 года проект внесли на рассмотрение нижней палаты.
Профильный думский комитет по государственному строительству и законодательству на прошлой неделе одобрил правительственную инициативу. При этом первый зампред комитета Вячеслав Лысаков предложил ужесточить административные санкции за рецидивы опасного вождения. Он считает, что за повторное такое правонарушение в течение года следует помещать под административный арест, назначать исправительные работы или вовсе лишать прав.
Кроме того, Вячеслав Лысаков добавил, что ко второму чтению в законопроекте могут появиться варианты более строгого наказания для "беспредельщиков на дороге" в виде лишения прав или административного ареста. Отметил он и то, что обязательным доказательством факта опасного вождения должна стать его фото- или видеофиксация, причем какими средствами – будет уточняться в процессе доработки проекта. Единоросс Андрей Альшевских отметил, что вопрос фиксации нужно обсудить отдельно, поскольку если будет использоваться "стандартная" уличная фотовидеофиксация, привлекать к ответственности будут собственников ТС, тогда как отвечать должно лицо, которое было за рулем в момент нарушения. Заместитель главы МВД Игорь Зубов ответил, что это в законопроекте и подразумевалось, и собственники авто пострадать не должны. Олег Нилов из "Справедливой России" считает, что необходимо ужесточить наказание для "рецидивистов", для которых штраф – наказание несерьезное.
Дискуссия коснулась и того, что раньше правительства, еще в 2012 году, похожий законопроект предложила партия "Справедливая Россия". По мнению ряда депутатов, дорабатывать следует именно его, поскольку он был первым, кроме того, в отличие от правительственного варианта, виновность нарушителя будет определять суд, а не сотрудник ГИБДД, что "уберет поле для коррупции и злоупотреблений", рассказал представитель фракции Ярослав Нилов . Правительственный законопроект поддержали 383 депутата, проект ЛДПР – 94 человека.